TOLYATTY
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Тольятти

Погода+13°

облачно, без осадков

ощущается как +10

5 м/c,

южн.

755мм 58%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Культура проблема «Позор коммунистов» или истинное чудо? Что известно о легендарном стоянии Зои в Самаре

«Позор коммунистов» или истинное чудо? Что известно о легендарном стоянии Зои в Самаре

Самая загадочная история города до сих пор будоражит умы исследователей

Прошло больше полувека, а вопросов в «деле о Зое» больше, чем ответов

В истории Самары есть несколько тем, о которых до сих пор спорят исследователи. Одни пытаются выяснить точный возраст города, а другие ищут подтверждения или опровержения относительно молодой легенде областной столицы. Речь идет о событии, которое получило название «стояние Зои». О нем снимают фильмы, пишут книги, упоминают в массовой культуре. Но что это — чудо, которое было, или же вымысел, байка и городской фольклор? Вот лишь несколько фактов, которые известны о «Зоином стоянии» сейчас.

Как всё произошло?

Легенда о стоянии Зои, как и любой элемент устного народного творчества, со временем получает новые подробности или теряет уже имеющиеся. Но основная фабула истории звучит так: в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год в доме № 84 на улице Чкалова отдыхала группа молодых людей. Среди них была некая Зоя Карнаухова. Все ее друзья и подруги разбились на пары, и только девушка осталась одна. Когда начались танцы, Зоя сняла со стены икону Николая Угодника, и начала кружиться с ней. Но через несколько мгновений она застыла, словно вросла в пол. Девушку нельзя было сдвинуть с места, и икону тоже нельзя было взять из рук. При этом сердце Зои билось, но она не подавала никаких признаков жизни.

Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский — святой в исторических церквях, архиепископ города Мира в конфедерации древней Ликии (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключенных и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоев общества, но в основном детей.

Так девушка простояла до самой Пасхи. На третий день праздника она умерла.

Со временем в этой истории начали появляться следующие детали:

  • хозяйкой дома, в котором произошло «стояние Зои», была некая Клавдия Болонкина. Она жила на Чкалова, 84 вместе с сыном, и именно он организовал вечеринку;

  • дата мероприятия «плавает» с Нового года на Рождество и обратно;

  • Николаем звали молодого практиканта, с которым Зоя познакомилась накануне. И якобы на новогодний вечер он не смог прийти, так как опаздывал. Обидевшись на него, девушка сняла икону со стены со словами «Раз нет здесь моего Николая, я буду с Николаем Угодником танцевать (в разных версиях — просто с Угодником)»;

  • друзья сказали Зое, что ее поведение является грехом. Тогда девушка ответила, что в таком случае ее накажет Бог;

  • врачи, которые осматривали Зою, ничем не могли ей помочь: иглы ломались или не проходили в кожу при попытке сделать укол;

  • священники, которые также приходили в дом, тоже оказались бессильны. Единственный, кто смог что-то сделать, оказался некий иеромонах Серафим (речь идет или о Серафиме Тряпочкине, будущем архимандрите РПЦ; Серафиме Полозе или Серафиме Звягине). Якобы он смог взять икону из рук Зои, а затем предсказал, что ее стояние закончится на Пасху;

  • вместо Серафима, по некоторым версиям, к Зое пришел сам Николай Чудотворец;

  • стояние Зои закончилось 128 дней спустя, на третий день Пасхи, в мае 1956 года.

Pro и contra

Подтверждениями неких загадочных событий, которые происходили в Куйбышеве в начале 1956 года, можно считать стенограмму 13-й Куйбышевской областной партийной конференции. В этом документе указано, что среди обсуждаемых вопросов как раз и поднимают тему «стояния Зои».

«В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, — и пошло, начал собираться народ, потому что неумно поступили руководители милицейских органов. Видимо, и еще кое-кто приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция — туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так народ всё прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложения послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. [Члены] бюро обкома посоветовались и дали указания снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять. Как только убрали наряды и посты, так народ стал рассеиваться, и сейчас, как мне докладывали, почти никого нет. Неправильно поступили органы милиции и стали приковывать внимание. А по существу это самая настоящая глупость: никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха», — говорится в документе, датированном 20–21 января 1956 года.

Обратите внимание, как характеризуют «стояние Зои» коммунисты. Они называют это событие «позорящим чудом» и предполагают, что всему виной «неумное поведение милиции» и пресловутое человеческое любопытство. И тогда у героини этой легенды не было ни имени, ни фамилии.

Несколько дней спустя в «Волжской коммуне» опубликовали фельетон, который высмеивал веру жителей Куйбышева в историю об окаменевшей деве. Его напечатали по решению партконференции 24 января 1956 года. И это уже аргумент, который можно считать опровержением легенды.

Уже здесь история начинает обрастать подробностями и о владелице дома (Клавдии Болонкиной), и некая болезная Аграфена, «на которую почти каждый день нисходит Божья благодать». Именно в этом тексте формируются основные элементы легенды о стоянии: новогодняя вечеринка, отсутствие кавалера для танца, икона Николая Угодника.

Байка с «выдержкой»

Как и подобает городскому фольклору, несколько лет байка «вызревает». И ближе к моменту распада СССР безымянная девушка внезапно получает имя Зоя. И это кажется уже искусственным приращением. Дело в том, что это имя в переводе с древнегреческого означает «жизнь». И выходит, что в ночь на 1 января 1956 года в Куйбышеве окаменела сама жизнь! Красивый литературный прием оксюморона, соединения двух противоположных понятий!

А после распада СССР начинают появляться всё новые и новые подробности жизни Зои. Сначала у нее появляется фамилия Карнаухова, а затем девушка становится сотрудницей завода имени Масленникова. Вот как этот момент объясняет ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев:

— Мы понимаем, что чем дальше от самого времени события, тем страннее выглядит увеличение числа подробностей. Так как раз работают городские легенды. Но мы предполагаем, что ядро самого события было, — объясняет руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Самарской епархии, ректор Самарской духовной семинарии Максим Кокарев.

В доме на Чкалова уже давно никто не живет

Кто приходил?

Следующий элемент, который вызывает сомнения — это личность человека, который посещал «Зою» накануне Пасхи. Самый часто упоминаемый — это некий Серафим. Но дело в том, что в указанный временной период их было как минимум трое.

— По расхожей версии, отец Серафим взял у нее икону из рук. Это, скорее, предание. Тем более что, какой конкретно Серафим поминается, — там версий как минимум три. Чаще всего поминается отец Серафим Тяпочкин, был такой в советское время. Но его пребывание в Куйбышеве не документируется. Он вообще в этот момент был в Казахстане в ссылке. И серьезных доказательств того, что он мог географически быть в Куйбышеве, нет. Скорее, это мог бы быть священник из Петропавловского храма. Тем более что эта церковь находится метрах в 500 от Чкалова, 84. Моя бабушка, будучи молодой, незамужней еще девушкой, бегала к этому дому в те дни. Единственное, что она могла точно сказать, — было огромное многотысячное скопление людей. И даже конная милиция. Когда толпа стала напирать, чуть не повалили одного милиционера вместе с лошадью, началась стрельба в воздух, — рассуждает Максим Кокарев.

Еще одним «свидетелем» событий начала 1956 года называют Андрея Савина. В то время он был секретарем Куйбышевской епархии.

— Покойный ныне Андрей Андреевич Савин говорил совершенно точно, что из обкома позвонили владыке Иерониму Захарову, который на тот момент был правящим архиереем. Попросили, чтобы он выступил с амвона и успокоил народ, сказал, что всё это ерунда. Он согласился, сказал, что церковь тоже против лжечудес, и попросил только одну малую малость: допустить туда его или кого-то из священников — лично засвидетельствовать, что там нет ничего. Но почему-то по такой достаточно простой схеме никто не пошел. Ответили, что перезвонят, и перезвонили через три дня. Сказали, что уже ничего не надо. Это к вопросу о том, пускали ли туда священников, — говорит Максим Кокарев.

Одну из стен дома украшает изображение Николая Угодника

Вы обратили внимание, что никто не подтверждает самого факта стояния и всё является лишь слухом? В литературе есть прием «ненадежного рассказчика», когда герой-повествователь сообщает неточную информацию. В одних случаях это связано с личностью самого рассказчика (например, барон Мюнхгаузен), в других — с отсутствием у героя всех достоверных сведений.

В список сомнительных можно включить деталь, которая иногда то появляется, то исчезает из истории о «стоянии Зои». Якобы деревянный пол, на котором стояла девушка, пытались разрубить топорами. Но как только лезвие касалось покрытия, из-под него начинала идти кровь. По словам некоторых «очевидцев», после окончания «чуда» они видели, что в этом месте дома доски выглядят новее остальных.

Да и сам визит «гостя» тоже оброс деталями. По одной версии, «благообразный дедушка» спросил у Зои, не устала ли она стоять. По другой, без лишних слов просто взял икону и предсказал примерную дату конца мучений девушки.

Ее дальнейшая судьба — также причина множественных споров. Одни считают, что Зоя умерла сразу после окончания стояния. Другие — что она попала в психбольницу, где и закончила свои дни. Третьи же уверены, что мадам Карнаухова уверовала в Бога, ушла в монастырь и до самого конца жизни призывала всех молиться и каяться.

Загадкой остается и дата начала стояния. Как уже было сказано выше, оно меняется с новогодней ночи на Рождество. Однако окончание стояния всегда выпадало на Пасху. Эту «смену дат» исследователи чуда считают подозрительной и необходимой для включения истории в список православных чудес.

«А где окаменевшая девушка?»

Тем более что одним из аргументов в пользу противников «стояния Зои» можно считать рассказ жителя Куйбышева Владимира Чугурова. Он якобы был соседом Клавдии Болонкиной. Слова мужчины в 2001 году записал и опубликовал самарский журналист Валерий Ерофеев:

«Вечером 17 января я пришел с работы и увидел у ворот двух соседок. Одна из них была Фоминова Екатерина из квартиры № 3, вторая — Болонкина. Соседки стояли и разговаривали с какими-то двумя старухами. Что это были за старухи, я не знаю — раньше я их никогда не видел. Тут мне Болонкина и говорит: "Вот эти женщины пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку, стоящую в зеленом доме. Я им говорю, что у меня ничего и никого нет, а они не верят. Якобы на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать". <...> Я, наверное, вскоре забыл бы об этом случае, если бы на другой день, 18 января, с самого раннего утра у нашего двора вдруг не стали собираться люди. Сначала они просто стояли снаружи и смотрели, но потом стали заходить и во двор. Они ходили, всё осматривали и спрашивали жильцов: "А где же окаменевшая девушка?" Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог". Однако любопытные всё прибывали», — записал рассказ Чегурова Валерий Ерофеев.

По словам соседа Болонкиной, любопытные самарцы вскоре перешли к активным действиям и начали заходить в квартиры и прихватывать на память у жильцов ложки, вилки, чашки и даже одежду.

— Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые из них и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор. А уже на следующий день, 19 января, я утром заглянул в окно — и ахнул. Мамочка родная! Там уже собралось несколько тысяч человек, и все рвались в наш двор. Вы не поверите, но из-за толпы прекратилось трамвайное движение по улице Арцыбушевской, а троллейбусное — по улице Чкаловской. Кстати, начиная с этого дня, я в течение недели не мог ходить на работу, потому что днем и ночью оборонял свой дом от толпы любопытных, — вспоминал в беседе с Валерием Ерофеевым бывший жилец дома № 84 на улице Чкалова. — Жильцам даже пришлось заколотить ворота во двор, а самим выходить на улицу кружными путями.

В 50-е годы в Куйбышеве было не так много храмов. Один из них, Петропавловский собор, находится в нескольких сотнях метрах от легендарного дома

Было или не было?

В последние годы вопрос о достоверности «стояния Зои» поднимают особенно активно. Это связано с событиями, которые происходили в этой части Самары с 2014 года. Сначала дом, где якобы было чудо, едва не уничтожил пожар. В том же году стало известно о планах собственника снести здание и построить на его месте многоэтажку. После долгих переговоров и возмущений жителей в ноябре 2019 года стало известно, что собственник согласился передать дом властям для организации там музея.

— Как и в любом чуде, здесь официальная позиция для верующих: да, чудо было. Но при этом, когда требуют выложить какие-то неоспоримые доказательства, мы честно говорим, что их в общем-то нет. То есть это вопрос веры. И всегда так будет. Всегда будет огромное количество скептиков, которым нужно доказательство. Наш митрополит убежден в том, что это было абсолютно точно. Владыка поэтому уделяет такое внимание этому. Он не сомневается, — поделился с 63.RU Максим Кокарев.

В 2012 году рядом с домом установили памятник Николаю Чудотворцу

В итоге, после продолжительной борьбы, дом, где якобы было «стояние Зои», всё же удалось защитить. По последней информации, его подарили РПЦ.

А вы верите в реальность «стояния Зои»?

Да, и это было чудо
Нет, это городская легенда
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем