TOLYATTY
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Тольятти

Погода+18°

облачно, без осадков

ощущается как +15

5 м/c,

южн.

755мм 61%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Культура интервью Андрей Кочетков, новый директор музея Алабина: «Будем расчищать входную зону от ларьков»

Андрей Кочетков, новый директор музея Алабина: «Будем расчищать входную зону от ларьков»

Идеолог «Том Сойер Феста» рассказал 63.RU, какие изменения грядут в областном краеведческом музее

Андрей Кочетков занимает должность директора музея Алабина чуть больше месяца

Областной краеведческий музей Алабина в Самаре ждет тотальное обновление. По-новому должны «заиграть» и холл на первом этаже, и основные экспозиции на втором, и площадка у крыльца. Какая именно перезагрузка ждет помещение, рассказал 63.RU новый директор музея Андрей Кочетков.

Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Владимировича Алабина является одним из старейших музеев Поволжья. Он был основан по инициативе Петра Алабина в 1886 году. Музей и его филиалы располагаются в нескольких зданиях в историческом центре города: в бывшем Самарском филиале Центрального музея В. И. Ленина, особняке Александры Курлиной (Музей Модерна), мемориальных музеях В. И. Ленина и М. В. Фрунзе.

«Сначала решил отказаться, а потом мысли о музее захватили целиком»


— 19 марта вы вступили в должность директора областного краеведческого музея имени Алабина. А кто предложил вам эту работу? Согласились сразу?

— Занять эту должность предложила министр культуры региона Татьяна Павловна Мрдуляш. Подумать мне дали буквально несколько дней. И сначала я решил точно отказаться, потому что это была не совсем понятная мне стезя, но потом в какой-то момент понял, что мысли о музее захватили целиком и полностью. И я думал только об этом. В итоге решил, что это интересный своевременный вызов. И его нужно принять.

«В итоге решил, что это интересный своевременный вызов. И его нужно принять», — рассказывает Андрей Кочетков о своем решении

— Чем занимались до руководства музеем? От каких проектов пришлось отказаться?

— Я идеолог «Том Сойер Феста» (фестиваль восстановления исторической среды. — Прим. авт.), заместитель председателя Самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В «Том Сойер Фесте» много оперативной деятельности, которой сейчас занимаются другие люди, но я по-прежнему в этом проекте. Также и с обществом охраны памятников истории и культуры. А вот в «Метафесте» я был арт-директором 10 лет и понял, что сейчас не смогу совмещать. Сейчас там новый директор — Дмитрий Дмитриев, известный джазовый музыкант.

— Как вас принял коллектив?

— Мой приход на должность директора музея был для многих очень неожиданным. И некоторые ждали, что я приду со своей командой, а в музее буду «ломать» всё об колено и увольнять направо и налево. Этого не последовало. И я чувствую, что коллектив начинает меня принимать.

«Мой приход на должность директора музея был для многих очень неожиданным», — отмечает Андрей Кочетков

— Когда вступали в должность, перед вами поставили задачу найти варианты реновации музея. Назрели уже какие-то решения? Или, может быть, уже пришли работать в музей с какими-то предложениями?

— Музей — это огромное, очень сложное здание. Над такими проектами нужно работать коллективно. У нас уже было первое собрание при Министерстве культуры. Какие-то отправные точки становятся понятны, но пока каких-то конкретных решений нет.

«Некоторые экспонаты в музее делались в 90-е из туалетной бумаги и кассет яиц»


— На что будет делаться упор в реновации: на основные экспозиции или на выставки?

— Новую жизнь нужно вдохнуть везде. Основная экспозиция требует коренного переосмысления. Ключевой момент любого музея — история, которую рассказывает основная экспозиция. Тут такой истории нет. Некоторые экспонаты (кстати, классные) делались в 90-е годы из туалетной бумаги, кассет яиц.

Холл первого этажа также требует большой и осмысленной работы. Пространство буквально сливается с улицей. И мы хотим внедрить сюда новые активности. В том числе кафе другого класса (небольшое кафе есть внутри музея и сейчас. — Прим. авт.), по крайней мере, чтобы кофе люди могли купить недалеко от входа. Мало кто знает, что в музее есть и прекрасная библиотека, где собрана, пожалуй, вся литература по краеведению. Так вот, одна из идей — организация читального зала в холле, где можно было посидеть, попить кофе и почитать книгу. Также есть задумка организовать в холле образовательные площадки для детей и взрослых. Хочется, чтобы у людей был смысл приходить в музей и проводить там время.

В пустующий холл музея собираются вдохнуть жизнь

— После того как какие-то решения по реновации музея будут приняты, ознакомят с ними жителей Самары? Дадут возможность высказать свое мнение?

— Концепции развития музея жители Самары увидят. Думаю, еще раз соберется рабочая группа при Министерстве культуры, когда нам будет что показать и обсудить. Кроме того, на Ночь музеев (15 мая) продумываем вариант, чтобы посетители могли проголосовать, какой экспонат оставить, а какой можно смело убирать из экспозиции.

«Фотобилет мне кажется жутким анахронизмом»


— Недавно в музее разрешили фотографировать экспонаты на гаджеты (до этого съемку разрешали только при покупке специального билета). Это произошло с вашей легкой руки? Какие еще изменения уже внедрили в музее?

— Да, это моя идея, фотобилет мне кажется жутким анахронизмом. Мы поняли, что можем безболезненно его отменить. Есть такие легкие решения, которые делают музей лучше. Еще появилось совсем небольшое, но все-таки удобство для посетителей, — сушилки для рук в туалете. Странно, что в XXI веке их в музее еще не было. Сейчас мы не можем внедрять какие-то дорогие новшества, потому что в 2023–2024 годах в музее пройдет капитальный ремонт. Но небольшие шаги к обновлению музея, конечно, будем делать. Например, будем расчищать зону у входа от ларьков, чтобы она не была похожа на Кировский вещевой рынок.

В музее намерены преобразить входную зону

Слева от входа на трибуне сделаем летнюю площадку. Раньше мне казалось, что площадь перед музеем пустынна. Но сейчас, когда выхожу вечером с работы, вижу, как много людей здесь гуляет. С этими людьми и надо взаимодействовать.

На трибуне около входа в музей будет оборудована летняя площадка
По-новому «заиграет» и площадка перед музеем

— В этом году музею 135 лет. Известна уже культурная программа в честь юбилея?

— Будем праздновать эту дату однозначно, но пока не могу сказать точную культурную программу. Надеемся, что запустим новую линию сувенирной продукции. Сейчас по сути в киоске у входа нет музейных сувениров. Будем придумывать концепцию сувенирной лавки с нуля, ориентируясь на все возрасты. Также мы хотим издать каталог интересных экспонатов, в том числе и из фондов, — рассказать их истории.

— К слову, о фондах. Расскажите о них поподробнее. Насколько они велики? Как и где хранятся экспонаты?

— В фондах музея около 220 тысяч экспонатов, только 5% из них видят посетители на экспозициях. Так что посмотреть есть на что. Сейчас мы начали в музее серию выставок «Открытые фонды». Они постоянно пополняются. И нам в границах этого здания нужно придумать, как расширить фонды. Не нужно забывать о внутренних концепциях музея.

Сейчас в музее работает выставка «Открытые фонды: Ленин»

А вот где и как экспонаты хранятся, рассказать не могу. Даже не все сотрудники музея имеют право заходить в фонды. Там есть особо ценные коллекции, например, коллекция холодного оружия. Кстати, уже на майских праздниках посетители смогут ее увидеть. В фондах определенные система хранения, температурный режим, система безопасности. Посетителей теперь в фонды не пускаем. Если кто-то хочет ознакомиться с предметами оттуда, то мы их выносим.

«Фасад музея нужно сохранить»


— Вы сказали, что в 2023–2024 годах в музее пройдет капитальный ремонт. Какие работы в здании проведут? Что будет с фасадом?

— Здание — это ценный архитектурный объект. И его фасады необходимо сохранить. Это принципиальный вопрос, несмотря на то, что здание пока не является объектом культурного наследия. А внутри, конечно, будут изменения: расширим фонды, возможно, поменяем структуру рассадки людей в офисной части, возможно, пересмотрим и размеры экспозиций. На капитальный ремонт предусмотрено региональное и федеральное софинансирование. В ближайшее время мы должны разработать техзадание, чтобы провести торги, и в 2023 году, сразу как появятся средства, начать ремонт.

«Здание музея — это ценный архитектурный объект», — считает директор

— Как я поняла, вы тоже будете участвовать в разработке технического задания. Станете внедрять идеи, которые вам запомнились при посещении других музеев в стране и в мире?

— Я довольно много поездил по миру и посетил много музеев. Так что считаю себя достаточно «насмотренным человеком», чтобы предлагать определенные идеи. Если говорить о зарубежных музеях, то там нет понятия «краеведческий музей». Это чисто советское понятие. За границей — исторические музеи. В моем личном топе — Стокгольмский исторический музей, музей Галисии в Сантьяго-де-Компостело (Испания), Исторический музей в Словении, Анатолийский музей цивилизаций в Анкаре.

Из российских меня впечатлил недавно открывшийся после реконструкции Национальный музей Осетии во Владикавказе. Также понравился музей Черномырдина в селе Черный Отрог под Оренбургом. С музейным сообществом я только начинаю знакомиться, обмениваться опытом.

«Если мы потеряем реальное училище, это будет позор на наши головы»


— Поговорим теперь о другом направлении вашей деятельности, уже хорошо знакомом вам. Как считаете, какие в Самаре памятники истории и культуры находятся сейчас в наихудшем состоянии?

— Не буду оригинальным. Самая главная проблема — реальное училище (улица Алексея Толстого, 31). Оно буквально разваливается на глазах. А ведь это если не самое, то одно из самых ценных с точки зрения архитектуры зданий в Самаре. И для его реставрации нужны серьезные деньги, зданию нужно придумывать функцию, придумать, как его можно использовать. Если мы потеряем его, то это будет позор на наши головы.

Каменный дом на улице Алексея Толстого, 31 (бывшая Дворянская, Казанская), построил самарский купец Иван Макке в 1850 году. В нем жил первый губернатор Самарской области Степан Волхонский. В 1890 году здесь открыли реальное училище имени Александра Благословенного. В начале XX века там числились 350 учеников. Самыми известными выпускниками училища стали Глеб Кржижановский (ученый, академик, литератор, государственный деятель), писатель Алексей Толстой, единственный в России лауреат Нобелевской премии по физике Николай Семенов. С 1944 года по 60-е годы XX века в здании функционировало Куйбышевское суворовское военное училище. А затем, до начала 2000-х, — военно-медицинский институт.

Так удручающе здание реального училища выглядело в 2019 году, позднее его закрыли фальш-фасадом

Опасение вызывает и дом Егорова-Андреева на Некрасовской, 61. Управление по охране объектов культурного наследия несколько лет судилось с собственниками, которые постепенно доводят здание до состояния, когда еще немного — и оно просто сложится. Собственников обязали привести его в надлежащее состояние.

Не могу не назвать синагогу на Садовой, 49. Здесь более сложная история. Ее реставрируют частники, и у них то есть средства, то деньги заканчиваются. Сейчас синагога стоит без кровли. Так оставлять ее нельзя. Кровля — это ключевой момент для сохранения здания. Ну и конечно, печалит состояние элеватора на берегу реки Самары.

Хоральная синагога стоит без крыши с сентября 2020 года, тогда ее реставрацию заморозили
Элеватор построили в 1980 году

Элеватор в областной столице закончили строить в 1980 году. Он представляет собой сооружение из двух цилиндрических башен-хранилищ и нории между ними. По словам специалистов, это был первый вертикальный элеватор в СССР, и здание не имело аналогов в стране. Памятником культурного наследия его не признали. Однако под охрану здание все-таки взяли.

— А какой памятник у вас опасений не вызывает?

— Здание фабрики-кухни на пересечении Ново-Садовой и проспекта Масленникова. Я счастлив тому, что сейчас с ней происходит. Я не профессиональный реставратор, но, когда в прошлом году на «Том Сойер Фест» приезжали реставраторы мирового уровня, они попросили провести экскурсию в здании и остались довольны качеством работ. Надеюсь, это будет хорошим примером, как можно грамотно использовать памятники архитектуры.

Здание бывшей фабрики-кухни завода имени Масленникова на улице Ново-Садовой построили в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Планировочная конфигурация представляет собой скрещение серпа и молота — символ единства рабочих и крестьян. Площадь здания — 8207 квадратных метров. После реставрациии, которую планируют завершить уже в 2021 году, в здании будут выставлены картины из коллекции Третьяковской галереи.

«Надеюсь, реставрация фабрики-кухни будет хорошим примером, как можно грамотно использовать памятники архитектуры», — подчеркивает Андрей Кочетков

— Кстати, о «Том Сойер Фесте». В каком формате пройдет фестиваль в этом году?

— В этом году мы не будем ремонтировать отдельный дом. Будем проводить исследование исторических территорий, изучать дома, которые необходимо сносить, разговаривать с жителями, ведь они — носители уникальных воспоминаний о постройках. Когда их расселят, то концов мы не найдем. В бывшем общежитии института культуры мы начинаем разворачивать базу «Том Сойер Феста». Площадка будет всесезонная. А летом пройдет традиционная реставрационная школа, куда приедут эксперты федерального уровня из разных городов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем