В начале мая исполнилось ровно 70 лет с исторического для Тольятти момента — переезда Ставрополя на новое место жительства. Из-за строительства ГЭС старый город взорвали, потом затопили, а позже переименовали, назвав в честь итальянского коммуниста. В 1953 году людям пришлось бросить свои дома и переезжать. Многие до конца не верили в то, что переезжают навсегда, и закапывали в огороде ценности.
— Никто не хотел сниматься с обжитого места. Долго приходилось людей уговаривать и убеждать, тут еще и время поджимает. Первым, в конце концов, согласился Василий Стариков (ставропольский сапожник, чей дом перенесли, превратили в музей «Наследие» и отреставрировали. — Прим. ред.). Ему уже семьдесят лет, сапоги шьет, портняжничает, этим и живет. Вот 2 мая 1953 г. он со своей семьей и переселился: сам Василий Константинович, его жена Акулина и три их дочери — Раиса (она с мужем жила тогда в Москве, и они приехали помогать переезжать родителям), Ольга и Зинаида. Им даже в некотором смысле повезло — город только этой семье выделил бригаду строителей для переноса дома. Когда пришло время съезжать, Стариков зарыл баночку с деньгами в огороде — в надежде, что позже вернется и откопает. Закопал и забыл где. Все соседи знали, что на месте дома зарыты деньги, но никто и не попытался их найти. Заветная баночка осталась лежать где-то под толщей земли, так и будет, наверное, затоплена вместе с городом, — вспоминал зампредседателя горисполкома Николай Бурухин, который руководил переносом города.
Обжиться и построиться на новом месте людям частично помогали государственные ссуды — их выделяли на стройматериалы. Принцип распределения был один: чем старше дом — тем больше давали денег. Правда, предварительно горожанин предъявлял сотруднику спецотдела справку, что его место зачищено и готово к затоплению.
Дома переносили летом и зимой, хотя процесс осложняли морозы. Но приходилось — многие до последнего не хотели покидать родные места. Сказывалась и сложность организации — люди сами искали рабочих и транспорт для транспортировки. Но в конце концов все переехали. И в последних числах октября 1955 года Волгу перекрыли, пошла вода. Постепенно она скрыла под собой всё, что осталось от Ставрополя.
Затопить Ставрополь решили из-за строительства на Волге в этом месте гидроэлектростанции.
Новый город построили в 10 километрах от прежнего. Вместе со Ставрополем ушли под воду и пригородные деревни: Ягодное, Хрящёвка, Фёдоровка, Зелёновка. Им тоже нашли другое место, и селения перенесли.
Практически всё, что осталось от затонувшего города — дом Стариковых. Сейчас это музейный комплекс «Наследие». Под водой осталось и старое кладбище Ставрополя. Несколько лет назад экс-мэр Тольятти Николай Уткин вместе с неравнодушными горожанами перезахоронил часть могил — на Баныкинском кладбище для них создан специальный мемориал.
Многие люди до сих пор считают, что на дне, там где оставались дома ставропольчан, от глаз укрыты тайны и сокровища. По поверьям, в ясные дни сквозь толщу волжской воды видны купола церкви.
Однако водолазы, изучившие дно, придерживаются более скучной и прозаичной точки зрения — ее они рассказывали корреспонденту TOLYATTY.RU.
Самую актуальную информацию о жизни Тольятти читайте в нашей группе во «ВКонтакте». Вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео, которые мы опубликуем.