Краеведческим музеям в век цифровых технологий и Интернет непросто привлечь посетителей. Шедевры искусства, уникальные археологические находки и ценные экспонаты можно увидеть, не выходя из дома – путешествуя по виртуальным экскурсиям. О том, как вернуть интерес к своим корням, истории малой родины и личным походам в музей рассказала Наталья Ланкова.
– Наталья Михайловна, в этом году ТКМ празднует 50-летие, с апреля и по сей день. Благодаря этому, в сознании тольяттинцев музей связался с интересными и часто меняющимися выставками, интерактивными программами, социальными и культурными акциями, наконец, звуковыми экскурсиями в пассажирском транспорте. Но это – парадная сторона работы. Что такое сегодня городской музей на самом деле?
– В юбилейный год мы вместе с коллективом не один раз задавали себе этот вопрос, в результате переформулировали миссию, которая теперь звучит так: «Мы – главный музей Тольятти, храним уникальную историю города, способствуем формированию его позитивного образа, воспитываем гордость и уважение к нему, обеспечиваем комплекс качественных музейных услуг. Мы динамичны, востребованы, современны, открыты к сотрудничеству». Иными словами, мы стараемся создавать новый образ музея максимально доступный и интересный для восприятия всех социальных и возрастных групп посетителей. В основе идеи создания этого образа лежит ключевая фраза, слоган: «Музей как отражение города», что позволит оптимизировать восприятие музея в обществе как живого, отражающего историю развития этого города и людей живущих на этой территории.
Нынешние музеи очень разнолики, но самый главный показатель их успешности, востребованности – посетители. Наш музей чуток к интересам посетителей, откликается на общественные вопросы, является частью современной культуры, а не только хранителем прошлого, постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления. Выставки – итог огромной работы, которую мы проводим для того, чтобы к нам пришли горожане, гости города. И в череде праздничных событий постарались сделать все, чтобы каждый тольяттинец открыл для себя ТКМ по-своему. В итоге «Ночь в музее», «Музейный пикник», выставки, особенно «Русская православная икона» и «50 лет – 50 раритетов» подарили нам массу встреч, много ранее неизвестного и интересного узнали и увидели наши посетители. Например, икону Божьей Матери «Скоропослушница» (Греция, 1905 год), уникальные часы «Юбилейные», посвящённые 100-летию со дня рождения Ленина (1969 год), изготовленные мастером-умельцем Косаревым, которые долгое время не работали и находились в запасниках.
Добиться того, чтобы музей был интересен посетителю, становится все сложнее. Мы даже сознательно пошли на риск: разместили на своем сайте виртуальную экскурсию по экспозиции. Сочли, что это необходимо сделать: интернетом пользуются многие и виртуальное путешествие способно побудить к личному походу в музей. Ведь его ауру никакой сайт не заменит!
Также в этом году многое сделали для модернизации и привлечения информационных технологий. Теперь, прогуливаясь по экспозициям, видим, как они ожили: есть видеоролики, цифровые экраны, на которых можно посмотреть уточняющий материал. Кроме того, внедрили аудиогид: записали экскурсии на русском, английском и французском языках. И, конечно, огромное достижение – музейный депозитарий на Баныкина 14, где в открытом показе представлены лучшие образцы из фондовой коллекции «Мебель».
– Получается, музей – постоянная и сложная работа?
– Да, конечно, всю «кухню» знают только музейщики, а посетителям мы представляем её результаты. Например, прежде чем открыть выставку, нужно проделать огромную работу: от замысла до воплощения – длительный путь. Сначала изучаются фонды музея, коллекции по теме выставки, разрабатывается концепция, дизайн-эскиз, после чего следует обсуждение и утверждение выставки на методическом совете. Лишь после этого начинается работа по её созданию, написанию текста экскурсии, разработке программы продвижения. Созданную выставку ещё раз выносят на суд музейщиков, и лишь только после этого состоится её открытие.
– Как долго готовите экспозиции?
– Сейчас у нас одна историческая экспозиция – «Ставрополь провинциальный» (ей уже 15 лет) – и экспозиция по природе и экологии края. Экспозиции создаются, как правило, долго, от года до двух-трех лет, это зависит от многих факторов, в том числе и финансирования. А вот выставки, создающиеся на более короткий период, в среднем готовятся не менее двух-трех месяцев. Как часто их меняем? Зависит от их востребованности, а также от финансовой составляющей: все делаем за счет заработанных средств или грантов. Муниципалитет практически не выделяет деньги на новые выставки и пополнение фондов. В среднем фондовые выставки работают полгода-год. Но есть и такие, которые быстро создаются: выставка одного предмета, выставки в холле ТКМ.
– Кого в 21 веке привлекает краеведческий музей и нужно ли расширять рамки привычной публики?
– Конечно нужно! Современный посетитель избалован и разборчив. Как заставить его прийти в наш музей? Создавать интересные события, разрабатывать новые образовательные, культурно-досуговые программы, причём в партнёрстве с различными организациями, людьми. Также нужны современные экспозиции, выставки. Любые другие средства коммуникации (телевидение, мультимедиа, художественные галереи в системе Интернет, художественные полиграфические издания) предназначены одновременно для огромного числа людей и ни к кому не адресованы лично. Но только музеи дают возможность прикоснуться к произведениям человеческого гения не опосредованно, а в реальности, и объективна только вещь, она несет дух эпохи. Понять ценность своих истоков как нельзя лучше можно только в краеведческом музее. Часто я выхожу в экспозицию и наблюдаю за реакцией посетителей. Практически все говорят: «Хорошо, что мы пришли!» или «Хорошо, что нас сюда привели!» Конечно, идеален музей, в который люди сами бегут, это высший «пилотаж» – создать такой интерес. Но мы стараемся привлечь самого разного посетителя. Есть программы, ориентированные на детей. И чем раньше приведут к нам ребенка – тем лучше: у него будет развиваться потребность увидеть здесь что-то новое. Школьников приводят учителя. В 8-9 классах вновь ввели курс краеведения, это вдохновляет, но методических материалов к нему ещё очень недостаточно и я убеждена, что ученики обязательно должны хоть раз побывать в музее, лучше всего в начале года, иначе трудно гарантировать интерес к этому предмету, качественное усвоение материала.
Для взрослых ценна возможность отдохнуть здесь от бешеного темпа современной жизни и что-то для себя узнать. Так, на нынешнюю «Ночь в музее» пришло много молодежной публики – пары, друзья – и даже в час ночи они не хотели покидать наши стены: погрузились в атмосферу музея.
Мы заинтересованы в семейных посетителях и многое для них делаем. Мечтаю о разноплановых программах, которые позволили бы родителям оставить ребенка в детском центре, самим пойти изучать выставку, а потом вместе пообедать в музейном кафе. По мере возможностей пытаемся этого добиться. Интересуются историей города и иностранцы, приходят в музей, и им нравится наша экспозиция. Среди них и те, кто приехал работать на АВТОВАЗ, они интересуются историей города, в который они приехали работать. Именно в связи с этим и была записана аудиоэкскурсия на французском и английском языках. Вызывает интерес у посетителей всех категорий и наш музейный депозитарий, там проводится экскурсия «Его Величество стул и другие», тематические занятия для школьников. Сейчас там ремонтируют фасад, крыльцо. И, конечно, очень многие посетители высказывают большой интерес к истории города в 20 веке, но, к сожалению, у нас нет экспозиции по данному периоду. Есть интересный проект «Кино 20 век: Ставрополь-Тольятти», есть команда, которая готова его воплощать, но нет средств, поиском и привлечением которых сейчас усиленно занимаемся.
– То, что Тольятти – город молодой и промышленный, какой отпечаток накладывает на музей?
– Сказать, что это накладывает особый отпечаток, не могу: есть у нас свое прошлое, своя история, своя ситуация. Мы главный музей города: собираем, храним, изучаем и экспонируем историю Тольятти и его окрестностей с древнейших времен до современности, это очень ответственно во всех смыслах.
– Каким ТКМ стоит в ряду других российских музеев, чем от них отличается?
– Мы всегда выделялись интересными программами и инновационными проектами, мобильностью, экспериментами и небоязнью нового. Вообще, наверное, это черты нашего города и они передались музею. Например, мы первыми в музейном сообществе страны реализовали социокультурный проект, посвященный проблемам наркомании «Наедине с собой». Многие не понимали, причем здесь музей. Но ведь он находится в социуме! Также мы стояли у истоков музейной педагогики – новая дисциплина, которая зародилась в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия. Мы сильны своими образовательными программами. Делились опытом тематических занятий, программ на международном семинаре, который организовали у себя в рамках празднования 40-летия музея, и потом многие наши задумки коллеги начали внедрять у себя. По книге «Краеведческая работа со школьниками в музее» до сих пор во многих музеях страны учатся и активно используют ее в работе. Кроме того, мы известны «Музейным пикником»: он трансформировался в различные формы во многих регионах. Мы известны своими проектами, поддержанными фондом Сороса, созданными в сложное перестроечное время, когда музеи были в поиске и раздумьях, как показывать историю. Среди них – «Преодоление», российско-германский проект «За и против», «Я – Здесь!», «Эта коммунальная квартира», «Кто бы мог подумать, или 50 лет КГС», «Ум, честь и совесть нашей эпохи», «КРУГ», «Играющий в героев».
И в 2011 году мы стали известны своим музейным депозитарием, открытым для посетителей, пока единственным во всей Самарской области.
– ТКМ хранит 42 коллекции, более 63 тысяч предметов. Что из всего этого вы назвали бы самым дорогим в культурологическом плане?
– Гордость музея – мебель XVIII-XIX веков, коллекция русских и зарубежных монет, уникальные предметы быта XVIII-XIX веков: музыкальные ящики, граммофоны, часы, веера, фонд редких книг, издания XVIII-XIX веков. В юбилейный год мы открыли выставку «50 лет – 50 раритетов», на ней представлены 50 наиболее интересных предметов с исторической точки зрения из различных коллекций. Это книжный шкаф из кабинета первого начальника «Куйбышевгидростроя» Комзина, музыкальный ящик Stella с металлическими дисками-пластинками в рабочем состоянии (конец XIX–начало XX века, Россия, мастер – Юлий Циммерман), часы «Юбилейные», уникальные документы. Выставка будет работать до конца года: обязательно приходите, это нужно видеть и чувствовать.
– Откуда все это?
– Интересные, дорогостоящие предметы раньше закупали. Сейчас, к сожалению, нет такой возможности. В 80-е годы ездили в экспедиции, многое приносили горожане, как, впрочем, и сегодня.
– А в День дарения, который проходит в октябре, радуют ценными экспонатами?
– Эта акция нам действительно помогает. Но одна из проблем – порой приносят много типовых вещей, предметов, которыми мы не можем загружать фонды. Однако, обидеть своих дарителей ни в коем случае не хотим – принимаем. Объявляем и тематические дни дарения, когда предупреждаем, чем именно хотим пополнить свои коллекции.
– В музее для детей 5–17 лет действует 41 образовательная программа. Насколько они востребованы, и какие больше всего любят сами ребята?
– Программ у нас девять, а вот тематических занятий – 41. Популярны программы, ориентированные на детей до 5–6 классов. А вот учащиеся 7–9 классов стали меньше ходить в музей. В рамках предпрофильной подготовки девятиклассников с этого года для них предлагаем программу «Открой для себя музейное дело». Отмечу, что ежегодно мы готовим для школ каталог наших образовательных программ и предлагаем, начиная с сентября, абонементы (они востребованы, идут по льготной цене и позволяют выбрать удобное время посещения). Чтобы привлечь детей, включаем в программы ролевые игры, устраиваем всевозможные праздники (например, на Крещение, с колядками и гаданиями, на Масленицу). Вообще, спектр программ очень широкий. Но главная проблема даже не в их способности увлечь детей, а в организации перевозки школьников: аренда автобуса составляет большую часть расходов.
В грядущем году предложим ребятам две новых программы. С МБУ «Домом молодежных организаций «Шанс» думаем, как привлечь молодёжь в музей, используя психолого-педагогические технологии. Выставка-модуль «Пять чувств леса» будет размещена в экспозиции отдела природы и нацелена на повышение экологической культуры жителей Тольятти, посредством формирования экологического самосознания горожан, эмоционально-вовлеченного отношения к проблемам тольяттинского леса.
– С 1999 года ТКМ проводит уникальную акцию – «Музейный пикник». Но в этом году она столкнулась с проблемой: горожане предложили мало креативных качественных проектов, что многие связали с массовым оттоком талантливых и активных людей из Тольятти. Каким видите будущее акции?
– Долго обсуждали итоги пикника, пришли к выводу, что сегодня это, во-первых, – праздник для горожан, и, уже во-вторых, – конкурс проектов. Поэтому появились два пласта: для профессионального сообщества и для массовой публики, которая хочет развлечений, ярких и легких зрелищ. Для последней устроили сцену, на которой шли развлекательные программы. Чтобы оставаться интересными профессионалам, подняли планку для проектов: поэтому многие отсеялись. Показать проект на необустроенном поле, где проходит пикник, само по себе не просто. К тому же, чтобы сделать качественный продукт, нужны финансовые вливания и огромный человеческий ресурс. Кроме того, в этом году запретили торговать на территории пикника (он не должен превращаться в рынок) – из-за этого тоже действо выглядело не таким масштабным.
«Музейный пикник» не уйдет, он будет модернизироваться и развиваться. Это наш бренд, который подхватили регионы и модернизировали. Будем рассматривать новые формы, чтобы он оставался интересным людям и сводил к минимуму климатические риски: жару и дождь. В этом году разрабатывать следующий пикник решили уже в сентябре.
– Как обстоят дела с материально-технической базой музея? Его помещения находятся в здании жилого дома и ранее многое терпели из-за такого расположения.
– Неурядицы, видимо, так и будут продолжаться, пока музей находится в неприспособленном помещении. В прошлом году провели в рамках целевой программы по пожарной безопасности ремонт, заменили калориферное оборудование. И сразу же после этого жилец с верхнего этажа затопил наш коридор. В отделе музейной педагогики уже в течение двух месяцев по стене течет вода, от сырости все покрыто грибком. Подвалы затапливают паводковые воды, канализация; нет системы вентиляции, кондиционеров. Крышу периодически чистим от мусора, который выкидывают из окон, необходим ремонт кровли. Кончено, все это ненормально. Стараемся воспринимать это с оптимизмом. Но я всегда по-доброму завидую соседям – краеведческим музеям Новокуйбышевска, Димитровграда, Ульяновска, которые располагаются в прекрасных отдельно стоящих зданиях. Несмотря на то, что в течение 10-15 лет руководство музея постоянно пытается добиться, чтобы нам выделили отдельное здание, пока этого не случилось.
– В свой юбилейный год ТКМ сделал рывок – новые проекты, экспозиции, новое помещение на улице Баныкина. Не последует ли за этим стагнации?
– Нет! Вот в этом я уверена. Юбилей завершается, он дал мощный толчок к дальнейшему осмыслению своей миссии, планов, перспектив развития, среди которых – огромная интереснейшая работа по созданию современной экспозиции по истории города в 20 веке – «Кино 20 век: Ставрополь–Тольятти», создание детского пространства «ИГРОГРАД», новой экспозиции по природе и экологии, внедрение новой экскурсии в музейном депозитарии, разработка новой экскурсии по маршруту троллейбуса №19, создание новых клубных форм работы в содружестве с партнёрами. К тому же, когда получаешь удовольствие от работы и видишь ее результат, это дает отличный стимул. У нас работоспособный, творческий, любящий наш музей коллектив, музейщики – это вообще особая категория людей, и если человек «заболел» музеем, это надолго. Неслучайно в нашей среде говорят, что музейщик – это диагноз. У нас много надёжных партнёров и друзей, и это здорово!
К концу года мы планируем обобщить итоги года и издать юбилейный каталог, чтобы события этого года не ушли в небытие, готов пакет сувенирной музейной продукции, продолжим акцию «Музейная среда», реализуем проект «Пять чувств леса», планируем разработать новую программу для молодёжи в формате «творческой музейной лаборатории» совместно с ДМО «Шанс», в ноябре пройдут традиционные «Татищевские чтения». Осенью будем горожан удивлять привозными выставками, не буду раскрывать всех планов, но, например, порадуем маленьких жителей интерактивной выставкой «ИСКпедиция в страну Вини Пуха» биологического музея имени Тимирязева (Москва). В общем, останавливаться на достигнутом не намерены, а скучать тем более.
Наталья МИТЯЕВА
Фото: Фото из личного архива Натальи Ланковой