Бизнес Сергей Андреев, мэр Тольятти, Борис Цирульников, исполнительный директор благотворительного фонда: «Наступает период глобальной конкуренции городов - важно оценить, что нужно, чтобы Тольятти стал привлекательнее»

Сергей Андреев, мэр Тольятти, Борис Цирульников, исполнительный директор благотворительного фонда: «Наступает период глобальной конкуренции городов - важно оценить, что нужно, чтобы Тольятти стал привлекательнее»

Завершилась неделя предпринимательства. Для местных бизнесменов она стала знаковой в том, что мэр согласился быть им верным союзником и вести политику протекционизма. Однако взамен он попросил инвестировать небольшой процент от прибыли в городскую территорию. О том, может ли корпоративная социальная ответственность стать в Тольятти общепринятой нормой, мы поговорили с Сергеем Андреевым и Борисом Цирульниковым.

– Сергей Игоревич, вы действительно готовы лоббировать интересы местного бизнеса?

Андреев: Мы обсуждаем формирование более агрессивной протекционистской политики по отношению к тольяттинскому бизнесу. Да, в городе реализуют крупные проекты (ОЭЗ, технопарк. – Прим. авт.), и сюда идут крупные инвесторы. Но что делать тем, кто начинал здесь бизнес в 1990-е, пережил не один кризис? Безусловно, у них есть обида за то, что входящим сюда компаниям дают все для развития, а им, которые созидали этот город, создают менее комфортные условия. Необходимо думать о компенсаторных механизмах, чтобы не получилось так, что выгоднее станет вкладывать деньги в ОЭЗ, а не развивать бизнес в Тольятти. Нужен нормальный баланс соотношений.

– Что именно вы имеете в виду, когда говорите о протекции для местных предпринимателей?

Андреев: Понятные, конкретные вещи. Во-первых, поддержку локализации смежных и сопутствующих производств для базовых предприятий. Она эффективно работает в Татарстане. Там изучают всю цепочку производства и стремятся локализовать на своей территории выпуск всех необходимых компонентов. Во-вторых, обеспечение приоритетного доступа местным предприятиям к исполнению государственных и муниципальных заказов при прочих равных условиях. Здесь мы ограничены федеральным законодательством, но тем не менее в этой сфере надо принимать усилия. В-третьих, инициирование выставок, конференций, форумов, посвященных субконтрактации. Муниципалитет должен поддерживать сообщества предпринимателей. И в-четвертых, закрепление за приоритетными проектами кураторов из числа руководителей профильных департаментов мэрии. Это точно можно сделать. Если у предпринимательского сообщества есть проекты, связанные с созданием рабочих мест, с привлечением прибыли в Тольятти, то давайте через торгово-промышленную палату (ТПП) города или другие сообщества предпринимателей такие проекты отбирать. И мэрия готова их курировать, чтобы их тормозил бюрократизм.

– Но в Тольятти уже действует программа поддержки предпринимательства. Ее задачи схожи с тем, что вы озвучили, однако результатом мало кто доволен. Не получится ли так же с новой политикой протекционизма?

Андреев: Нужно задавать параметры эффективности принимаемых нами мер. В противном случае действительно может сложиться впечатление, что все делается для галочки: ну вот есть план, провели мероприятие, в конце года отчитались, результат – да никакого. Результат должен измеряться не количеством проведенных акций, а количеством созданных рабочих мест, предприятий. Еще, думаю, неверно разграничивать сферы ответственности: якобы власть обязана создавать инвестиционный климат, а предприниматели – лишь нанимать работников и платить налоги. В таком случае мы погрязнем во взаимных претензиях и противоречиях. Уверен, инвестиционный климат можно создать только в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимопомощи. Будет она в городе – будет и стремление бизнеса развивать свое дело в Тольятти, а не выводить за пределы города.

– Так какое взаимодействие вы предлагаете бизнесу?

Сергей Андреев

Андреев: Автоград уникален. Именно у нас самая крупная в России ТПП, самый первый и сильный фонд местных сообществ, созданный бизнесом и властью. У нас действует закон о благотворительности. И самое важное – у нас замечательные люди. Изначально Тольятти заселяли те, то готов сорваться с места и уехать на совершенно незнакомую территорию, стартовать заново – это категория, которая ближе всего к предпринимательству. Всю предвыборную кампанию я говорил, что городу нужны перемены. Но каждый должен начать их с себя. Наступает период глобальной конкуренции городов. И важно оценить, что можно сделать, чтобы Тольятти стал более комфортным и привлекательным для жизни. Расстояния уже не имеют принципиального значения: скайп, самолеты, видеоконференции – все это стирает рамки. Но никто не живет в Интернет. Каждый живет на какой-то улице, в каком-то доме, дворе. И наша совместная задача – сделать так, чтобы автоград был городом, в который хочется приехать, в котором хочется развиваться и делать бизнес. Мое предложение связано с законом о благотворительности Самарской области. Он дает потрясающую возможность увидеть, как деньги, которые предприниматель должен уплатить в виде налогов, идут не в абстрактный бюджет, а на понятный социальный проект. Если вы жертвуете на благотворительную деятельность 1% от прибыли, вся эта сумма засчитывается в уплату налога на прибыль. То есть вы не платите больше: сто рублей можно отдать как налог или пустить на благотворительность. Но в последнем случае вы увидите эффект от своих денег, и его будут ассоциировать именно с вашей компанией.

– Борис Альбертович, корпоративную социальную ответственность действительно можно считать реальностью, или это все еще красивые слова?

Цирульников: И то, и другое. Сегодня все-таки появились хорошие и применимые практики среди представителей бизнеса как России, так и Тольятти. Практики, в которых корпорация занимается не исключительно собственным развитием, но и развитием города. У нас много таких предприятий, банков, других коммерческих структур. Но с другой стороны, нельзя сказать, что это стало модным, стало трендом. Компания все еще первым делом придумывают себе название, следом – делают визитки. А должно быть по-другому: название, а затем социальная миссия, которая определяет, для чего фирма пришла в город, что она здесь будет изменять – это главное. Лишь потом под миссию можно создавать визитки, сайт и что-то еще. Желание получить прибыль понятно, но предприятие должно понимать: необходимо вкладываться в территорию, на которой существуешь – тебе здесь жить.

– В Тольятти во времена Николая Уткина много говорилось о взаимодействии трех секторов, появлялись совместные городские программы. Потом все поутихло. Неужели, чтобы пробудить в людях желание помогать другим, обязательно нужно привлекать авторитет мэра?

Цирульников: Да, в России так, не только в Тольятти. В нашей стране мнение органов власти очень важно. Допустим, начнет сегодня бизнес развивать культуру, финансировать театры, что-то еще, а завтра муниципалитет скажет, что не намерен поддерживать местные предприятия. И люди станут уезжать из города, а бизнес, вложившийся в инфраструктуру, получит ноль. Поэтому предпринимателям нужно договариваться с властью и четко понимать, какие направления в течение, например, десяти лет будут поддерживать. Бизнесу важно знать вектор развития, который задает власть. Когда при первом мэре Сергее Жилкине создавали первую стратегию города, молодой Анатолий Волошин сказал: «Вы, главное, покажите, куда город хочет развиваться, и мы, бизнес, начнем это финансировать».

Кому все-таки выгодна корпоративная социальная ответственность?

– Всем. И людям, и власти, и бизнесу. Например, местные фирмы выдают стипендии студентам – это хорошо родителям и детям, которые получают эти деньги, бизнесу, который может определить лучших ребят и поддерживать их, чтобы они потом не уехали и пришли работать в здешние компании. Власти тоже хорошо, что талантливая молодежь останется в городе. Любая корпоративная социальная ответственность, любое вложение в местную территорию очень выгодно. Важно лишь, чтобы администрация вместе с обществом показывали вектор развития. Уже говорим о том, что мэр должен предлагать социальные программы. Сергей Андреев является попечителем «Фонда Тольятти». Совместно с другими попечителями он уже определил направления развития города. Если остальные представители бизнеса услышат наше послание, произойдет полезное объединение.

– Предприниматели, может, и услышат. Но почему им обязательно вступать в какое-то объединение? Ведь можно заниматься благотворительностью самостоятельно.

– В объединение вступать не обязательно. Как раз в инкубатор никто никого не загоняет. Речь о профессиональном подходе: если ты хочешь получать льготы по налогам за счет участия в благотворительности, тебе нужно понять неангажированность некоммерческой организации, которую намерен финансировать. Если окажется, что она отмывает деньги, начнет трепать налоговая.

– Какая доля тольяттинских предприятий и фирм занимается меценатством?

– Не проводили такое исследование. Как раз если бы бизнесмены использовали областной закон о благотворительности, по полученной ими налоговой льготе можно было бы судить об объемах их социальных инвестиций. А вот участники «Фонда Тольятти» в год собирают до 20-25 миллионов рублей.

– Слышала, что вам удалось открыть фонд мэра…

– Давно о нем говорили, еще с Николаем Уткиным, и, наконец, создали. В фонд мэра хотим направлять все средства со льготы по налогу на прибыль. Будем вести ряд благотворительных программ. Пока определили три основных. Первая нацелена на благоустройство: создание зон отдыха, знаковых мест, центра города (предлагаем для этого набережную). Уже идет конкурс на лучшие цветники. Потом объявим конкурс для дизайнеров на создание арт-объектов. Вторая программа направлена на развитие культурных событий. Их много, но зачастую они накладываются друг на друга. Нужно создать календарь событий, которыми общество и бизнес смогут жить. Третья программа призвана поддержать спортивные традиции.

– А кто определил, что городу нужны именно эти векторы и проекты?

– Пока попечительский совет «Фонда Тольятти», в который входит мэр и представители практически всех крупных предприятий города.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления