Огромные самолеты, вертолеты и взлетная полоса. Вот что видишь, оказавшись в окрестностях учебного аэродрома Самарского университета. Звук двигателя глушит, и кажется, что вот-вот над тобой пролетит огромный самолет так близко, что дотронуться до него можно, вытянув руку. Всё это и правда возможно, но попасть на его территорию постороннему человеку довольно проблематично, поэтому мы готовы приоткрыть для вас завесу тайны и провести в кабину одного из 17 выпущенных советских сверхзвуковых самолетов, рассказать историю местной техники и даже запустить двигатель реактивного авиалайнера. Небольшую экскурсию для 63.RU провел директор аэродрома Дмитрий Щербо.
На территории учебного аэродрома находятся 25 летательных аппаратов, 8 — в рабочем состоянии, двигатели которых периодически запускают студенты Самарского университета, а еще 3 вертолета могут взлететь уже после недели подготовительных работ. Так что называть площадку кладбищем воздушных судов нельзя. Хотя с виду и не все самолеты кажутся способными летать, за внутренней начинкой тут тщательно следят студенты и педагоги.
«Таких в мире всего 17»
Самый необычный экспонат, которым в Самарском университете совершенно точно могут гордиться, — это Ту-144, советский сверхзвуковой пассажирский самолет, который 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер (преодолел скорость звука. — Прим. ред.) и эксплуатировался для перевозки пассажиров. В нем могли поместиться 20 человек плюс экипаж. Его доставляли на территорию аэродрома с помощью специальной крупногабаритной техники, тягачей.
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полет совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полетом сверхзвукового пассажирского самолета. 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.
Самолетов Ту-144 в мире было выпущено всего 17, из которых один никогда не летал. Местный экземпляр, особенный по всем параметрам: как внешне, так и внутренне. Например, кабину пилота можно опустить — это обеспечивало дополнительный обзор при взлете и посадке. Кроме того, судно имеет дополнительные крылья, в народе их называли «усы» или «ушки».
— Ту-144 развивает сверхзвуковую крейсерскую скорость, такой показатель примерно равен 2500 километрам в час. Это в два раза быстрее пули, — говорит Дмитрий Щербо.
Местная модель уникальна. Это буквально летающая лаборатория. Тут находятся очень много приборов, которые считывали показатели воздушного судна при его загрузке. На самолете отрабатывали системы навигации, компоновки салона; то, что мы видим сейчас внутри, 70 лет назад считалось бизнес-классом. Так как это был тестовый самолет, здесь всё еще есть люк для эвакуации с парашютом, в массовом производстве его уже не было.
Люк здесь и правда есть, это даже не люк, а двойное дно. Дмитрий открывает крышку и прокручивает рычаг, тогда нижняя часть самолета буквально отъезжает.
А еще сверхзвуковой самолет доставлял почту.
«Можно даже поставить на лыжи»
Есть на территории учебного аэродрома и несколько самых популярных самолетов — Ан-2. У него больше 20 модификаций, применялся и применяется во всех отраслях народного хозяйства. Есть гидросамолеты. Ан-2 даже можно поставить на лыжи. Всё зависит от «обвесов». Крейсерская скорость такого самолета около 140 километров в час.
«Самолеты сажают на аэродром летчики-испытатели»
Вся техника, кроме Ту-144, прибыла на аэродром своим ходом. Площадка находится рядом с закрытым аэропортом Смышляевка.
Летчики-испытатели пригоняли сюда самолеты из разных концов страны, сажали на 400-метровую полосу и закатывали на аэродром. Все суда, кроме реактивного пассажирского авиалайнера Ту-154М от Utair, передали Самарскому университету коллеги из летного исследовательского института имени Громова.
Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — государственный научный центр Российской Федерации в области летных исследований и испытаний экспериментальных летательных аппаратов. Включает в себя аэродром «Раменское», научный центр и опытное производство. Расположен в городе Жуковский Московской области. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 года, был основан на базе подразделений ЦАГИ 8 марта 1941 года. На московской базе института проводились научные и летно-испытательные работы для повышения максимальной скорости полета, расширения маневренных возможностей, уменьшения расхода топлива серийных истребителей и бомбардировщиков, поставляемых на фронт.
— Авиалайнер от Utair сажал для нас Рубен Есаян — герой России, летчик-испытатель. Он единственный, кто за последние 20 лет летал в Антарктиду и имел допуск на посадку на Южном полюсе, — пояснил Дмитрий Щербо.
28 марта 2014 экипаж Рубена Есаяна выполнил уникальный перелет на самолете Ту-154М с самарского аэродрома «Безымянка» на находящуюся непосредственно рядом с ним посадочную площадку «Смышляевка». Сложность перелета заключалась в том, что аэродром «Смышляевка» был закрыт в 2012 году, а длина его взлетно-посадочной полосы (1200 метров) почти вдвое меньше минимально необходимой длины взлетно-посадочной полосы для нормальной эксплуатации Ту-154М (2200 м).
Источник: «Википедия».
«Самолет — конструктор для студентов»
— Поставка воздушного судна к нам — это настоящая эпопея. Разрешение на передачу самолета дает Росавиация, Летно-исследовательский институт делает анализ судна, чтобы рассчитать возможности такого рода перелета, взлета и посадки. Нужно подготовить очень много документов. По сути, когда нам передают самолет, его снимают с учета. Тут как с автомобилем, на работающее судно нужно платить налог, страховку и проходить проверки. Прибывая к нам, самолет или вертолет становится просто выставочным экземпляром по документам, если можно так сказать, учебным пособием. Это как конструктор для студентов, его собирают, разбирают и заводят, — комментирует директор аэродрома.
Воздушное судно всегда передают с комплектом дополнительного оборудования, трапом, гидро- и электроустановками, к которым самолет подключается, стремянками, такелажным оборудованием, даже домкратом. У каждого аппарата есть свой набор инструментов к конкретному типу воздушного судна.
«Студенты запускают двигатели самостоятельно»
На площадке тренируются ребята, которые учатся по специальности «техническая эксплуатация двигателей». Практика у студентов вуза начинается с 1-го курса. Нам удалось попасть на старт двигателей одного из самолетов. Студенты запускали двигатель Ту-154М, который в народе называют «Полтинник». Их сейчас вывели из гражданской эксплуатации.
— Это наше последнее поступление. Его нам подарила авиакомпания Utair в 2014 году. Кстати, самолет сделали у нас, в Самаре, на заводе «Авиакор» в 1990 году, и до 2013-го он возил пассажиров. У него богатая история: воздушное судно было в собственности у трех компаний — не только российских, но и болгарской. Сейчас на нем тренируются студенты, запускают двигатели. Кстати, для одного такого получасового прогона нужно сжечь примерно 400 килограмм керосина. Удовольствие не из дешевых, тонна топлива стоит примерно 71 тысячу рублей, — рассказывает директор аэродрома.
Рев двигателя реактивного авиалайнера слышен по всей округе, такой звук дает небольшой газотурбинный узел в хвостовой части самолета. Ветер срывает кепки с заинтересованных наблюдателей. Такую машину запустить в одиночку сложно, но можно, а пока студенты не достигли такого уровня мастерства, работают командой. В кабину набились человек шесть, которые контролируют системы лайнера. Преподаватели стоят в стороне от самолета и только наблюдают. Воздушное судно запускают изнутри и снаружи. Рядом стоит пожарный расчет и электро-гидроустановка для поддержки и помощи в случае экстренной ситуации.
Все воздушные суда, которые находятся на территории учебного аэродрома, — возрастные, но, как оказалось, их ресурс практически не ограничен.
— Всё зависит от эксплуатации и ухода за судном. Самолет может летать практически бесконечно, если его вовремя ремонтировать и обслуживать, — говорит Дмитрий Щербо.
В Самарской области уже есть один знаменитый музей техники — Сахарова. Мы подробно рассказывали о нём в отдельном материале. Там очень большая коллекция военной техники, но посмотреть, что внутри у этих объектов, увы, нельзя.