Студенты-архитекторы самарского вуза предложили свою концепцию сохранения исторических зданий города. Разработанный ими проект носит название «Музей деревянного зодчества под открытым небом», и в его рамках предлагается объединить сразу несколько знаковых для города архитектурных строений.
Проект создания в Самаре музея деревянного зодчества студенты третьего курса СГАСУ вынашивали долго. На сегодняшний день все идеи начинающих архитекторов объединены в целостный проект, полностью готовый к реализации.
Авторы проекта объясняют свое решение о создании такого музея просто: в других городах с богатой исторической архитектурой музеи деревянного зодчества уже существуют, в Самаре такого культурного объекта до сих пор нет. И предлагают исправить эту несправедливость, расположив музейный комплекс прямо под открытым небом, близ музея имени Алабина. Выбор места объясняют так: на пересечении улиц Красноармейской и Ленинской уже существует своеобразная музейная среда (с музеем Алабина соседствует музей Ленина), к тому же, на Ленинской сохранилось, пожалуй, самое большое количество деревянных домов в городе. Поэтому новый проект идеально впишется в инфраструктуру, и тем самым удастся сохранить настоящий «островок» деревянного зодчества в городе.
Проект музея предусматривает настоящую комплексную работу. В первую очередь, студенты предлагают перенести на эту площадку ярчайший образец архитектуры позапрошлого столетия – дом Маштакова. Это здание сейчас располагается на улице Самарской, 207, и состояние его действительно плачевно. Как рассказала студентка третьего курса факультета архитектуры СГАСУ Мария Романова, сегодня этот архитектурный памятник находится в чужеродной для себя среде. «Дом буквально потерялся среди многоэтажек, к тому же, его обнесли забором. Здание быстро рушится, его состояние действительно ужасает. Мы в рамках разработанного проекта предлагаем перенести его на новое место в комплексе с другими важными деревянными строениями Самары».
Студенты-архитекторы предлагают перенести дом Маштакова на территорию близ музея имени Алабина и придать этому историческому зданию современную функцию. Использовать этот архитектурный памятник в качестве жилого дома нецелесообразно, убеждены авторы проекта, поэтому в бывшем доме Маштакова предлагают разместить ресторан русской кухни. Естественно, архитектура дома и внутренняя обстановка будут максимально сохранены. Такое «перепрофилирование» способно привлечь внимание частных инвесторов, а именно на их помощь в первую очередь рассчитывают архитекторы.
Еще одно историческое здание, которое по проекту планируется перенести на площадку будущего музея, – дом на улице Арцыбушевской, 73. Современное состояние объекта также вызывает опасения у специалистов, и, чтобы сохранить этот образец архитектурного наследия, его также предлагают включить в единый музейный ансамбль. В общей композиции музея этому дому отведут функцию сувенирной лавки, при этом максимально сохранив его экстерьер и интерьер.
В целом о том, что из себя будет представлять музей, рассказал студент третьего курса кафедры реставрации архитектурного наследия СГАСУ Денис Рязанов: «В этом комплексе мы хотели бы видеть ансамбль исторических зданий, но с современными функциями. На площадке музея расположатся несколько усадебных комплексов, ресторан русской кухни, сувенирная лавка, ряд развлекательных заведений для жителей и гостей Самары – тир, детинец. Кроме того, проект музея деревянного зодчества предусматривает возведение макета деревянной самарской крепости – памятника, который со временем был утерян, а также двух фонтанов, которые символизируют две самарские реки – Волгу и Самарку. Завершит общую композицию новый филиал музея Алабина, в котором будут экспонироваться элементы деревянного зодчества».
Наполнить деревянные памятники архитектуры современным содержанием, по мнению авторов проекта, необходимо не только для того, чтобы привлечь к реализации проекта инвесторов, но и потому, что только так можно создать привлекательное для горожан и туристов место, куда бы они могли приходить вместе с детьми или прогуливаться вместе с друзьями.
Потенциальную востребованность своего проекта архитекторы оценивают высоко, ведь эта музейная идея является стремлением не просто сохранить ускользающие архитектурные памятники, но и создать в городе еще один инфраструктурный объект для семейного отдыха. А учитывая, что основное внимание тех, кто в прямом смысле слова строит город, привлечено к возведению отдельных жилых домов и торговых центров, идея оригинального музея с обаянием древности выглядит действительно привлекательно. Даже если в «обрамлении» этого ансамбля появятся такие прозаичные объекты как ресторан и магазин сувениров.
Кстати, самарские студенты-архитекторы проявляют себя не только в вопросах сохранения исторического наследия города. Еще одно популярное среди начинающих специалистов направление деятельности – энергоэффективное строительство. В марте студенты Самарского государственного архитектурно-строительного университета заняли третье место в российском финале международного конкурса «Проектирование Мультикомфортного дома Saint-Gobain – ISOVER». В этом году в конкурсе участвуют студенты-архитекторы из 21 страны. С 15 по 18 мая победители из Самары будут защищать свой проект экологичного дома на новом уровне: международный финал конкурса пройдет в Белграде.
«Мы знаем, что в городе много заинтересованных лиц, которые хотят сохранить эти дома с эркерными частями, деревянной резьбой. Ведь это частицы облика старой Самары, они будут интересны всегда и жителям города, и его гостям. В идеале можно даже создать целый район таких домов, целостный кусочек старой Самары – возможно, именно в этом направлении мы будем разрабатывать наше проектное предложение», – рассказал студент третьего курса факультета архитектуры и реставрации общественных зданий Андрей Савинов.
Проект музея деревянного зодчества – это стремление привлечь внимание общественности к проблеме сохранения исторического облика Самары, говорит руководитель студенческой группы, заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян. «Предложение создать музей деревянного зодчества в Самаре уже возникало лет 20 назад, но только сейчас его удалось реализовать в законченном проекте. Мы считаем особенно важным приспособить переносимые памятники архитектуры к новым функциям, адаптировать их к современной жизни. Только так удастся создать новый архитектурный фрагмент общегородского значения».
В вопросе реализации проекта студенты-архитекторы, как уже было сказано, ждут инициатив от частных инвесторов. Признаются, что интерес к подобным проектам частенько выказывают представители муниципальной власти, но, как правило, дело ограничивается лишь обещаниями.
Ваган Каркарьян рассказал о практике, которая действует в других городах. После создания подобных архитектурных проектов организуются аукционы для инвесторов, где по цене ниже рыночной можно приобрести право аренды земельного участка. Так инвесторы приходят на площадку и начинают реализацию проекта, предварительно разработанного и просчитанного архитекторами. Будет ли реализовываться такая схема в Самаре и какой окажется судьба проекта музея зодчества – пока сказать сложно. Но сами авторы надеются, что проект архитектурного ансамбля не останется на бумаге и воплотится в осязаемых формах быстрее, чем исчезнут из Самары исторические деревянные дома.
Подробности – в репортаже 63.ru.
Фото: Фото из архива 63.ru, видео Максима ЮРИСОВА, монтаж Андрея ФОМИНА и Андрея СЁМОЧКИНА