Пару месяцев назад вступили в силу изменения в регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопасности. Как рассказал Андрей Сивань, многие тольяттинские предприниматели до сих пор ничего не знают о них и зачастую становятся жертвами недобросовестных фирм, проводящих независимую оценку пожарных рисков. Неосведомленностью бизнесменов стали активно пользоваться и различные псевдообщественные организации, предлагающие защиту от проверок. За незнание коммерсантам приходится платить рублем. Потери достигают десятков тысяч рублей.
– Андрей Иванович, систему независимой оценки рисков (НОР) в области пожарной безопасности запустили в 2007 году. Она по-прежнему остается альтернативой проверке отдела надзорной деятельности (ОДН)?
– Нет. НОР – это предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности (ПБ), гражданской обороны и защиты населения от ЧС. Ранее она позволяла бизнесменам доказать, что даже при наличии определенных недостатков, помещения их фирм соответствуют нормам ПБ. И по 294 закону о защите прав юридических лиц три года мы не имели права проводить проверки этих фирм.
Сейчас на территории Тольятти и муниципального района Ставропольский НОР делают 10–15 аккредитованных организаций. Но зачастую они не полностью раскрывают вопросы, связанные с НОР. В частности, умалчивают о приказе МЧС России от 28.06.2012 года №375 «Об утверждении административного регламента… исполнения госфункций по надзору за выполнением требований пожарной безопасности». А ведь именно он говорит, что наличие НОР уже не является альтернативной проверке инспекторами. Состояние помещений фирмы или предприятия все равно оценят. Инспектор придет проверить соответствие исходных данных, примененных в расчете НОР, факту. Если окажется, что организация, готовившая НОР, улучшила реальное положение дел на объекте (например, написала, что есть пожарная сигнализация или два эвакуационных выхода), плановая проверка продолжится – инспектор оценит соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.
– Часто ли в Тольятти заключения НОР не отвечают реальному положению дел в бизнес-организациях?
– Фирмы, готовящие НОР, сделали очень много документов, которые в последствии вызвали у нас огромные сомнения. И теперь инспекторы ОДН, приходя на объекты, получают визуальные подтверждения того, что здания и помещения не соответствуют требованиям пожарной безопасности. На сегодня независимую оценку риска имеют 1523 объекта Тольятти и муниципального района Ставропольский. Поступающие в ОДН заключения по независимой оценке пожарного риска в девяти случаев из десяти имеют недостоверные или сфальсифицированные исходные данные. То есть результаты НОР делают удобными для заказчика. А реальный уровень пожарной безопасности остается низким.
Еще раз заострю внимание предпринимателей: наличие НОР не освобождает от плановых и внеплановых проверок ОДН и административной ответственности. Так, для должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от шести до 30 тысяч рублей, для юридических – в размере от 150 до 500 тысяч.
– А к фирмам, некачественно рассчитывающим НОР, принимают какие-то меры воздействия?
– Указание главного госинспектора России – выявлять такие недобросовестные организации и лишать их аккредитации на право рассчитывать НОР. Приведу пример, который произошел в Волгоградской области, чтобы понимали, как в дальнейшем будут действовать сотрудники ОДН в этом отношении. В 2010–2011 годах в Волгоградской области фирма «Кодекс безопасности» подготовила четыре заключения о пожарных рисках. В этих бумагах не было подписей должностных лиц экспертной организации, ее специалист, указанный как эксперт, отсутствовал в реестре имеющих право проводить НОР. Позднее оказалось, что организация вовсе не имеет в штате сотрудников, соответствующих условиям аккредитации, а также необходимых приборов и оборудования. Кроме того подтвердилось, что фирма допускает многочисленные нарушения при расчетах уровня обеспечения пожарной безопасности. УМВД по Волгоградской области возбудило уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 УК РФ (подделка документов). В итоге директора фирмы «Кодекс безопасности» признали виновным в подделке документов и мошенничестве и назначили наказание в виде одного года и шести месяцев ограничения свободы.
Мы ожидаем, что в ближайшее время поступит волна жалоб со стороны организаций, готовящих НОР, что они попытаются обелить себя. Нам уже стали приходить письма, в которых они пишут, что на момент проверки объект был в порядке, и лишь потом условия в нем ухудшились.
Сейчас выявили две фирмы, мягко говоря, некачественно проводящие независимую оценку рисков. Документы для лишения их аккредитации направили в вышестоящие подразделения МЧС. В дальнейшем, думаю, таких фирм будет больше. Если увидим фальсификацию документов, которые предоставляли нам, информацию об этом передадим в полицию и прокуратуру. Так что не исключены и уголовные дела в отношении аккредитованных фирм.
– Не так давно на почве обеспечения пожарной безопасности появился и новый вид мошенничеств?
– Сейчас множество информации общедоступно. В том числе на сайте прокуратуры Самарской области вывешивают графики плановых проверок объектов предпринимательства. И этим пользуются мошенники. От имени различных общественных организаций они рассылают письма примерно такого содержания: «В соответствии с планом проверок главным управлением МЧС в Самарской области ваше ООО подлежит проверке исполнения требований законодательства по пожарной безопасности. НП «Центр экономической безопасности и противодействия коррупции» оказывает квалифицированные юридические услуги на высоком профессиональном уровне с целью защиты бизнеса. Предлагаем стать членом нашего партнерства, и ваша компания будет защищена от любых рисков, связанных с нарушением при проверках контролирующими органами, с преследованием с их стороны, а также с деятельностью мошенников и неблагонадежных партнеров».
Да, штрафы за нарушение требований пожарной безопасности очень большие. И бизнесмены готовы схватиться за любую соломинку, в том числе за «помощь» мошенников, которые обещают уладить все вопросы с ОДН за определенную плату. Но прежде, чем нанять таких «защитников», пообщайтесь с представителями надзорного органа! Такая возможность есть. Можно получить мою личную консультацию или моих заместителей. Если чувствуете, что в отношении вашей организации происходит несправедливость или есть сомнения в адекватности решений в ее адрес – двери открыты, приходите, будем разговаривать. Есть возможность получать консультацию нашего инспектора, провести предварительный анализ объекта – это официальная бесплатная услуга. Общественные организации же в основной своей массе лишь хотят заработать на вашей проблеме. Мы готовы вступать в диалог и предлагать варианты решения проблем. А они – предлагают постоянную борьбу и судебные тяжбы. И в итоге, если есть нарушения требований ПБ, их все равно приходится устранять. Суды выигрывает ОДН. А бизнесмены платят и своим псевдозащитникам, и штрафы в казну, и выполняют предписания ОДН.
Помните, что основная цель надзора – не привлечение к административной ответственности, а устранение недостатков. Вообще, мы не воюем: бизнес и обеспечение безопасности должны идти в одном направлении.
– Предприниматели из каких-то открытых источников могут узнать добросовестные фирмы, проводящие НОР?
– Мы такого списка не ведем: не имеем права лоббировать интересы той или иной организации. Никто кроме органа, проводившего аккредитацию, не имеет права делать выводы о качестве работы организаций.
– Есть ли уже судебные разбирательства в отношении аккредитованных для расчета НОР фирм?
– Как, например, в Волгограде, нет. Новый регламент работы вступил в силу только 1 сентября и лишь два месяца назад у нас появилась возможность отслеживать качество работы этих организаций.
– А насколько активно идут суды с различными некоммерческими партнерствами, обещающими «защитить от беспредела надзорных органов»?
– Состоялось примерно 40 судебных заседаний, 99% из них выиграл ОДН. В судах не оспаривают требования ОДН, оспаривают процедуру, юридические формальности, которые должны соблюдать инспекторы. Но главное, что эти «помощники» не ставят своей задачей обеспечение безопасности...
Фото: Фото автора