О необходимости развития государственно-частного партнерства в коммунальном секторе заявил Минрегион
Партнерство бизнеса и власти в последнее время обсуждается все чаще. Но если раньше это было темой больше правительственных совещаний, то теперь о необходимости государственно-частного партнерства (ГЧП) все активнее говорят на уровне региональном. На недавнем Межведомственном координационном совещании в Екатеринбурге министр регионального развития РФ Виктор Басаргин назвал ГЧП одним из «принципов реализации Программы модернизации и реформирования ЖКХ» и призвал местных чиновников «пустить частный бизнес в коммунальный сектор».
Делать такие заявления главу Минрегиона вынуждает непростая ситуация в отрасли: несмотря на проводимую реформу, ЖКХ по-прежнему в упадке. Согласно программе модернизации и реформирования ЖКХ, по данным на 1 января 2009 года около 60% основных фондов коммунального хозяйства России отслужили свой нормативный срок. Физический износ основных фондов котельных на этот же период составляет 55%, тепловых сетей – 62,8%, требуют немедленной замены 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В результате расход энергетических ресурсов коммунальных предприятий на 25-30% , а иногда на 50% в прошлом году оказался выше, чем в Европе.
В целом, охарактеризовать ситуацию в отрасли можно недостаточным развитием коммунальных систем, неравномерным распределением коммунальных мощностей, высоким уровнем морального и физического износа объектов и сооружений, потерями тепловой и электрической энергии при производстве и транспортировке, а также низкой эффективностью системы управления.
К возникновению этих проблем привело то, что предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от представленных услуг, не могли, соответственно, и вкладывать деньги в поддержание основных производственных фондов. Не говоря уже об их развитии.
Поэтому, по мнению Виктора Басаргина, в отрасли до сих пор «латаются дыры». Между тем преобразования в ЖКХ должны быть комплексными: необходимы одновременно реформы ценообразования, тарифообразования, технологические и технические реформы, а также пересмотр системы учета и системы оплаты.
Для обеспечения населения качественными коммунальными услугами Минрегион, в том числе, предлагает провести масштабную реконструкцию и модернизацию систем инфраструктуры ЖКХ. В частности, речь идет о реализации проекта «Чистая вода», инициированного партией «Единая Россия». Эта партийная программа, которая в ближайшее время станет программой государственной, направлена на обеспечение населения чистой питьевой водой засчет модернизации, реконструкции водопроводных систем и строительства новых сооружений. А провести все эти затратные работы можно, в том числе, объединив усилия власти и бизнеса: муниципалитеты сегодня не в состоянии самостоятельно обеспечить необходимое финансирование отрасли.
Эту же мысль высказал и Виктор Басаргин, заявив, что задача государства – создание условий для прихода в ЖКХ частного капитала. То, что власть рассчитывает на помощь частника, вполне объяснимо: из четырех с лишним триллионов рублей, которые будут инвестированы в отрасль до 2020 года, согласно программе реформирования, 2,5 триллиона – это деньги частных компаний-инвесторов.
Примеры ГЧП в России есть и довольно успешные – в строительстве, комплексном освоении территорий, в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ).
Правда, в ВиВ доля частного бизнес невелика: 80% водоканалов в городах страны по-прежнему находятся под управлением муниципалитетов. А это априори лишает водоканалы необходимого и стабильного финансирования, что в очередной раз подтверждает слова главы Минрегиона о необходимости привлечения частного капитала.
Одни из самых крупных частных операторов в водном секторе ЖКХ – это Группа компаний (ГК) «Росводоканал», ОАО «Евразийский» и ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС). По исследованиям аналитиков, именно эти операторы сегодня готовы вкладывать солидные деньги в реформирование и модернизацию ВиВ городов. Например, ГК «Росводоканал» – крупнейший частный оператор в сфере ВиВ – в этом году планирует потратить около 2 млрд рублей на капитальный ремонт водопроводно-канализационных сетей, объем инвестиций в новое строительство, реконструкцию и модернизацию уже существующих объектов в текущем году составит 1 млрд 68 млн рублей.
В 2008 году ГК «Росводоканал» разместил облигационный займ в размере 1 млрд 750 млн рублей для финансирования программ развития группы компаний. Во втором квартале текущего года компания планирует разместить второй облигационный займ в объеме 2 млрд рублей. В 2008 году привлечен первый транш долгосрочного кредита ЕБРРР (из согласованного общего объема финансирования 5 млрд рублей) в размере 1,5 млрд рублей сроком на 13 лет. ГК «Росводоканал» имеет открытые лимиты в российских банках в объеме 6 млрд рублей и обладает кредитным рейтингом Fitch BB- по международной шкале и А+ по национальной шкале, что является высоким уровнем кредитного качества.
Но даже средств в таком объеме может не хватить для решения всех поставленных ГК задач. А если речь идет о компаниях намного меньших, то их финансовые возможности управления водоканалами у многих аналитиков вызывают сомнения. Например, недавний конкурс на право аренды МП «Самараводоканал» показал несостоятельность некоторых игроков уже на первом этапе конкурса, когда часть претендентов была отсеяна из-за того, что не смогла требуемым образом подтвердить свои финансовые возможности и даже внести требуемый задаток в пять миллионов рублей. А некоторые не нашли задаток Итоги тендера будут подведены в апреле. Хочется верить, что в результате в коммунальный сектор этого города, как и призывал министр Басаргин, придет достойный представитель частного бизнеса. И что Самара – очередной, а не последний этап в развитии ГЧП.
По материалам газеты «Вечерняя Самара»