Самарская область лидирует в ПФО по наркообороту. В текущем году в губернии было возбуждено более тысячи уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наиболее напряженная ситуация в самых крупных городах губернии. О том, какая работа ведется по раскрытию каналов поставки зелья и борьбе с организаторами ОПГ на встрече с журналистами рассказал начальник Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области Михаил Нарушев.
– Михаил Семенович, сколько человек в Самарской области, по данным УФСКН, являются наркозависимыми?
– Если говорить о наркоситуации в губернии, то она достаточно напряженная. Есть определенные положительные сдвиги. Но, тем не менее, на сегодняшний день более тридцати двух тысяч жителей губернии стоят на наркоучете. Из них 20 тысяч 922 человека – с диагнозом «наркомания». Если сравнивать с данными из соседних регионов, то это очень большой показатель. Отмечу, что Самарская область занимает лидирующее положение по количеству стоящих на учете наркозависимых в Приволжском федеральном округе. Среди городов области наибольшее количество наркоманов отмечается в Чапаевске, там показатель составляет 1779 человек наркоманов на сто тысяч населения. Далее в печальном списке идут города Новокуйбышевск, Самара и Сызрань.
– С чем связано, на ваш взгляд, что наиболее сложная ситуация отмечается в Чапаевске?
– Это зависит от многих факторов. Не последним является то, что на территории Чапаевска проживает много лиц цыганской национальности, которые активно занимаются поставкой и сбытом наркотиков.
– Неужели все так печально? Можно ли говорить о каких-то улучшениях?
– Если говорить о положительных сдвигах, то, в первую очередь, необходимо отметить то, что за последние пять лет снизилась доля лиц, впервые совершивших наркопреступления. Кроме этого наблюдается динамичное снижение количества молодых людей, освобождаемых от службы в рядах вооруженных сил России из-за наркотической зависимости. За последние два года сократилось и количество больных с диагнозом «наркомания» в некоторых муниципалитетах области. Так, в Тольятти этот показатель сократился на 10,7%, в Чапаевске – на 4,3%, в Сызрани – на 6,2%. Самое большое снижение произошло в Октябрьске – около 18%.
– Какие виды деятельности для вашего ведомства являются приоритетными?
– Основные усилия нашей службы направлены на перекрытие каналов поступления наркотиков на территорию региона. Сложная ситуация, сложившаяся в последние годы, во многом зависит от географического расположения Самарской области. Наш регион стоит на пути так называемого «северного маршрута» и имеет границу с Казахстаном. Это точечное соприкосновение является причиной поступления наркотиков из республик Средней Азии как на нашу территорию, так и транзитом в другие регионы. На контрабанде наркотиков зарабатываются большие деньги. А действующее законодательство, к сожалению, предусматривает за это такие же санкции, как за обычную контрабанду. Наказания необходимо ужесточать. В данный момент федеральная служба наркоконтроля вышла с инициативой выделить преступления, связанные с контрабандой наркотиков, в отдельную статью УК и увеличить меру наказания. Согласно предлагаемым нормам, срок лишения свободы планируется увеличить до 25 лет.
– Сколько преступлений, связанных с оборотом наркотиков, раскрыло ваше ведомство за последнее время?
– В этом году Управлением было выявлено 1112 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них 57 - совершенных в составе организованных преступных групп (ОПГ). Надо отметить, что группировки становятся более организованными и сплоченными. Используются различные ухищрения при транспортировке наркотиков из республик Средней Азии. Если раньше наркотики поступали в основном автомобильным транспортом – до 70%, то сегодня большое количество зелья переправляется в губернию железнодорожными путями.
– Самая крупная партия, изъятая УФСКН за последнее время?
– Недавно была изъята партия героина весом около 16 килограммов. Сброс был произведен работниками поезда, под Сызранью. В таких случаях специально обговариваются места, где производится сброс наркотика. Героин в этой партии был очень высокого качества – количество диацетилморфина составляло около 30%. Когда же идет розничная торговля, героин разбавляется примерно до 5% содержания диацетилморфина. Нетрудно подсчитать, какое количество наркотиков собирались реализовать преступники на территории области.
– Можно ли сказать, что экономическая обстановка в регионе отразилась на тенденциях распространения наркотиков?
–Кризис сказался на всех сферах, в том числе и на наркобизнесе. Стоимость героина довольно высока, мы отмечаем снижение спроса на него. Мы стали больше фиксировать случаев употребления марихуаны – сейчас она изымается довольно часто и большими партиями. Кроме этого наркоманы намного чаще стали употреблять наркотики кустарного производства. Могу отметить, что снизилось количество синтетического зелья, поступающего в область.
– Ранее ваше ведомство вело работу по пресечению пропаганды употребления наркотиков...
– На первоначальном этапе мы выявляли факты незаконной пропаганды употребления наркотиков. Литература, которая, по мнению нашего ведомства, играла пропагандистскую роль, направлялась на экспертизу. Однако на сегодняшний день подобных материалов практически нет не только в Самаре, но и в России. В любом случае, всю информацию, поступающую в ведомство, мы проверяем. И, если необходимо, оперативно реагируем на нее.
– Какие существуют варианты транспортировки наркотиков?
– Самые разные. Начиная от обычного «глотания», и заканчивая перевозкой в продуктах питания. В Москве и Питере были случаи, когда наркотик доставали из сухофруктов. Очень много зелья перевозят в тайниках, оборудуемых в автомобилях. Способов перевозки наркотиков железнодорожным транспортом также очень много.
– В последнее время часто появлялась информация о том, что нередки случаи, когда организацией сбыта наркотиков занимаются люди... отбывающие наказание.
– Такая тенденция стала заметна последние год-полтора. Раньше не было такого, чтобы подготовка и контроль операций по сбыту наркотиков велись из колоний. Организовывать поставки заключенным сегодня помогает мобильная связь. Они довольно легко устанавливают контакт с поставщиками наркотиков, находящимися на свободе. Необходимо помнить, что сегодня наркотики – это, прежде всего, бизнес. Поэтому им занимаются не только наркозависимые, зарабатывающие себе на «дозу», но и социально стабильные люди в погоне за легким деньгами.