Экономика Кризис-2024 подробности На российских заправках закончился бензин. Во всём обвинили туристов

На российских заправках закончился бензин. Во всём обвинили туристов

Почему на самом деле в стране возник дефицит топлива и как долго он продолжится

С дефицитом топлива столкнулись по всей России

Недели не проходит без того, чтобы кто-нибудь не пожаловался на отсутствие бензина на заправках. Жалобы приходят со всех концов страны. Так в начале сентября жители Красноярска говорили, что как минимум на четырех станциях «Газпромнефти» нельзя было заправить машину. Также из-за нехватки топлива водители выстраивались в огромные очереди в Барнауле, о перебоях сообщали челябинцы, обнаружившие дефицит на заправке «Лукойла». Екатеринбургские водители говорят, что кассиры на АЗС прямо заявляют: «Мы скоро высохнем». Пока топливно-дефицитная география расширяется, мы решили узнать у экспертов, почему в стране, которая находится на втором месте в мире по объему добычи нефти, появилась нехватка топлива.

Нехватка бензина — краткосрочная проблема

По мнению главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, ряд регионов столкнулся с временным и локальным дефицитом, и в этом нет ничего необычного.

— Нужно понимать, что, когда мы говорим про дефицит в России, мы говорим о локальных дефицитах, которые еще и краткосрочные. В рамках каких-то регионов, в силу резкого спроса и недостаточного объема запаса, у нас возникают затыки, — отмечает Григорий Баженов.

В Краснодарском крае к резкому спросу и недостаточному объему запаса среди причин причислили турпоток. Например, в «Лукойл-Югнефтепродукт» в конце августа задержки объясняли загрузкой железнодорожных путей: слишком много поездов едут к морю, и из-за них срываются сроки поставки топлива.

Такого же мнения придерживается Минэнерго. В ведомстве заявляли, что сложности с ритмичностью поставок «возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон».

В РЖД в свою очередь рассказали ТАСС, что планы погрузки заранее согласованы с грузоотправителями, и от роста объемов пассажирских перевозок «поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят».

Григорий Баженов в свою очередь обращает внимание на то, что пути логистики, такие как железная дорога, имеют фиксированные мощности, и когда спрос начинает расти или возникает какая-то проблема, требуется время, чтобы ее решить и поставить топливо другим способом. На это время в регионе возможен дефицит.

— Можем вспомнить, когда из-за проблем на нефтеперерабатывающем заводе в Хабаровске был временный дефицит. Сейчас своя история. Дефицит может быть из-за изменения спроса, из-за непрогнозируемой ситуации. Это не история про системный фактор, — объяснил Баженов.

Независимые АЗС не выдерживают конкуренции

Эксперт топливного рынка, заместитель директора компаний «ГЭЙНФУЛ» Анастасия Бунина назвала еще одну проблему, которая привела к локальному дефициту — неразбериха на рынке.

— Вертикально интегрированные компании шибко не поднимали цены, но биржа значительно поднялась. Независимые станции не могут купить топливо нигде, кроме как на бирже, — заявила Анастасия Бунина.

Вертикально интегрированной фирмой называется фирма, включающая в себя более одной стадии производства конечной продукции, в отличие от неинтегрированной фирмы, приобретающей сырье и материалы у сторонних поставщиков.

Получается, что независимые АЗС не могут конкурировать: им приходится покупать топливо по высоким рыночным ценам, но продавать по тем, которые держат крупные компании, самостоятельно производящее бензин. Из-за этого некоторым колонкам пришлось закрыться, рассказала Анастасия Бунина.

— Преимущественно это произошло на юге, в самый неподходящий момент — когда люди отдыхали или выбрались за грибами, — заключила Анастасия Бунина.

О ситуации, в которой сетям АЗС приходится продавать топливо себе в убыток, рассказывали 74.RU. В беседе с журналистами издания представитель челябинской сети заправок признавался, что с мая им приходится повышать цены, так как стоимость закупки бензина все время растет. Даже повышая цены, АЗС работают себе в убыток. Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо урегулировать цены на рынке, и именно это обещал президент на прошлой неделе.

Спасет ли ситуацию план Путина

27 сентября на совещании с правительством Владимир Путин предложил ограничить экспорт топлива и перенаправить бензин на внутренний рынок, а также призвал плотнее работать с компаниями, чтобы они понимали свою ответственность за рост цен на бензин. Анастасия Бунина считает, что эти действия помогут решить проблемы с бензином внутри страны.

— Решение Путина поможет, на внутреннем рынке точно поможет, — заявила Анастасия Бунина.

Григорий Баженов, в свою очередь, считает, что всё зависит способа регулировки цены.

— Вопрос заключается в том, как именно будут регулироваться цены. Если через биржу, то сгладит, а если не через биржу, то нет, — заявил Григорий Баженов, — Если не через биржу, то всегда есть воля продавца, который может продавать дороже, чем на рынке, — биржа позволит урегулировать спрос.

По мнению эксперта, в любом другом случае сохранится конкурентная борьба, и продавцы топлива смогут манипулировать ценами. Что же до дефицита, то к нему придется привыкнуть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
Полцарства за глоток! Журналистка побывала на закрытом показе нового мультфильма «Формула воды»
Анонимное мнение
Мнение
Самарский блогер показал захватывающие фото Подвальских террас. И рассказал, что там посмотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Рекомендуем
Объявления