Бизнес Максим Кропотов, стартапер, руководитель проекта «Наш дом онлайн»: «В Тольятти электронное ЖКХ еще не развито, но ситуация изменится в ближайшее время».

Максим Кропотов, стартапер, руководитель проекта «Наш дом онлайн»: «В Тольятти электронное ЖКХ еще не развито, но ситуация изменится в ближайшее время».

Проблемы отрасли ЖКХ на протяжении нескольких лет входят в топ самых волнующих россиян. В рейтинге волнений они оттеснили вопросы заработной платы, пенсии и цен на медикаменты. Это показало исследование Общественной палаты РФ. Тарифы на «коммуналку» и капитальный ремонт домов не только активно используют в политических играх. Власть поняла, что у ЖКХ есть и большой экономический потенциал, стабильность, и стала инициировать переход всех расчетов в этой сфере на электронную основу. Как это сказалось на малом бизнесе, который долгое время пытались привлечь в отрасль, Tolyatty.ru попытался проследить на примере молодого предпринимательского проекта, позволяющего жильцам контролировать оказание услуг онлайн, общаться, а руководителям управляющих организаций – вести бухгалтерию и отчетность.

– Максим, систему «Наш дом онлайн» вы представляли на выставке «Стартап уикенд». Ваша компания действительно только исследует перспективный рынок?

– Компания очень молодая: работаем около года и находимся на начальной ступени – выпуск первого коммерческого прототипа. Лишь подходим к привлечению инвестиций следующего уровня и выходу на коммерческие рынки.

– На первоначальном этапе как выживали?

– На энтузиазме! Затем привлекали инвестиции на разработку прототипа. Действительно, тогда все было сложнее, сейчас намного проще: есть с чем прийти и что показать, знаем, сколько денег нам нужно и на какие рынки можно рассчитывать.

– Как пришла идея проекта и почему вы решили, что он будет актуален?

– Это была совокупность событий. По профессии я айтишник и долго работал в этой сфере: занимался веб-дизайном еще тогда, когда в Тольятти только начали появляться теперь популярные веб-студии. Достиг профессионального потолка в рамках Самарской области и понял: чтобы развиваться дальше, придется уезжать. А если хочу остаться в городе – пробовать другие сферы. Так пошел в торговлю, затем страхование. Появились интересные знакомства в Татарстане, который является одним из передовых в России. Там начал черпать информацию, в частности, о ЖКХ. Тогда стали появляться саморегулируемые организации в этой сфере. После очередной командировки вернулся в Тольятти и встретил наставника в бизнес-процессировании. Вместе начали работать над открытием СРО для организаций ЖКХ Самарской области. Однако коммерческих результатов в этом направлении не получили, но из этого опыта я вынес идею программы «Наш дом онлайн». Ведь за время общения с руководителями ТСЖ и управляющих компаний (УК) увидел потребность в продукте, который поможет им найти общий язык с жильцами и снять с себя ношу документооборота.

На первом этапе делал программу сам, помогала супруга, веб-дизайнер по профессии. Затем нашли инвестора, который поверил в идею. На полученные деньги наняли коллектив, начали создавать модули, ездить в командировки на семинары, выставки, и в итоге сделали первый коммерческий прототип. И все это – с сентября 2011 года.

– Так как работает «Наш дом онлайн»?

– Изначально хотел, чтобы программа обеспечила понятные и прозрачные отношения между управляющими организациями и жильцами. Зачастую горожане не понимают, что УК или ТСЖ отвечают лишь за то, чтобы в домах было чисто, вовремя вывозили мусор, были исправны инженерные системы, а также помогают собрать деньги, чтобы рассчитаться с уборщицей, электриком, сантехником и поставщиками ресурсов. Последние ответственны за подачу электро-и теплоэнергии, воды. УК и ТСЖ – друзья. Они не добавляют ни одного процента к тарифу ресурсоснабжающих организаций, но при этом получают весь негативный трафик за холодные батареи и еле теплую воду. Наш ресурс объединяет УК и жильцов. Последним он позволяет узнать, какие расходы включены в строку «содержание» в квитанции на ЖКУ. Более того, поясняет, почему именно столько стоит конкретная услуга. Также есть возможность подать заявки в диспетчерскую, просмотреть отчеты деятельности УК, пообщаться на интерактивной площадке.

Второй идеей было автоматизировать труд руководителей управляющих организаций. По моему мнению, они должны заниматься привлечением инвестиций и улучшением жилищных условий в доме. То есть думать о том, на чем сэкономить или заработать и как на эти средства провести благоустройство. Пока же они заняты общением с жильцами (потому что для них много непонятного), с властью, подготовкой отчетов для поставщиков ресурсов, жилинспекции, налоговой и миграционной служб.

На сегодня мы смогли автоматизировать работу паспортного стола, формирование отчетов для ФМС, налоговой инспекции, ведение бухгалтерии, в том числе выпуск квитанций.

– Насколько безопасно использовать программу?

– Она разработана по принципу «облачных» технологий (SaaS). Это значит, что все операции, расчеты и хранение данных производится на удаленном сервере. Руководитель УК или ТСЖ заходит на него через интернет-браузер, набирает свой логин и пароль и получает доступ к функционалу. Жильцы и власть также имеют доступ к ресурсу. Все в одном месте, все мобильно и без риска потери информации. Так, вероятность того, что ваш личный компьютер сломается – 50 на 50. При этом вы должны иметь антивирус, лицензионные программы. Вероятность того, что сломается наша система, я бы оценил как очень низкую, скажем, в одну на миллиард. Три сервера работают зеркально, то есть информация на них записывается параллельно, ежесекундно. Главный сервер находится в специальной серверной комнате дата-центра крупнейшего телеком-оператора России, где есть источник резервного питания, система кондиционирования, широкополосный доступ в Интернет, круглосуточная охрана и техподдержка. И даже если здесь что-то пойдет не так, канал автоматически переключится на второй и на третий серверы. А чтобы другой пользователь не зашел в систему под вашим логином и паролем, используем СМС-защиту. Отмечу, также мы гарантируем клиентам соблюдение требований ФЗ-152 о защите персональных данных, чем могут похвастать не многие.

– Доступен ли «Наш дом онлайн» по стоимости?

– Давайте посчитаем. Допустим, на оплату труда бухгалтера на полставки, паспортиста на треть ставки, покупку программ для начислений квартплаты, их обслуживание и обновление, выпуск квитанций председатель ТСЖ тратит 10-15 тысяч рублей ежемесячно. Использование нашей системы, которая выполняет все эти задачи, стоит от 500 рублей в месяц.

– Вы говорили о возможности доступа к системе власти. Но она-то подписку покупать не станет.

– В Самарской области активно внедряют программу «Электронное ЖКХ», которая призвана сделать доступной для государственного сектора информацию о состоянии домов. Руководители управляющих организаций, работающие в этой системе, заполняют типовые данные раз в месяц. Мы этот путь сокращаем и сами передаем данные о тольяттинских многоэтажках в «Электронное ЖКХ». Этого результата достигли в результате переговоров об обмене данными между системами – руководители УК и ТСЖ смогут вообще забыть про отчеты чиновникам. Отмечу, что пока в автограде «Электронное ЖКХ» не развито, но ситуация изменится в ближайшее время.

– У вашей программы есть аналоги?

– В разных городах выпускают похожие программы (и неплохие), решающие по отдельности ту или иную задачу. Но мы – одни из немногих, включивших в программу сразу все инструменты управления и документооборота, и единственные, кто сделал это по технологии будущего – SaaS.

Множество похожих программ появилось, потому что вектор на них задала власть, издав в сентябре 2010 года постановление «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». После этого начали делать сайты для УК, или же заходить в эту нишу экономики со стороны власти. Мы же пошли от клиента. Это видно даже по интерфейсам: большинство конкурентных сделаны словно для программистов, наш – для людей.

– Вы пытаетесь транслировать свой проект на территорию всей страны. Какова его востребованность?

– Пробуем продвигать продукт в Самарской, Ивановской областях, Татарстан, Туле, Москве, везде используя разную стратегию. Но, повторюсь: на коммерциализацию еще не выходим, пока только прощупываем почву, наблюдаем. Определенно, все муниципалитеты в скором времени создадут единые расчетные центры. Мы своим выжиданием ищем, какие именно положительные качества нашего проекта могут принести доход. Можем давать продукт бесплатно, и делаем это в одном из регионов. Но пока люди относятся к этому настороженно: если бесплатно, значит, есть в чем-то подвох. Плюс продукт слишком нов: никто не верит, что действия, которые сейчас выполняет масса людей, может просто и быстро делать программа.

– Какими в целом видите перспективы своего проекта?

– Есть провальные проекты, есть живые трупы, есть звезды. Когда мы вкладывали первые деньги, конечно, хотели стать звездой и вышли на рынок с соответствующей стратегией. Но она не дала результата. Сейчас у нас есть возможность выждать, пробовать разные варианты развития и даже закрыть проект. Можем распространять программу бесплатно и зарабатывать за счет рекламы в ней. Или же – распространять бесплатно, а доход получать с продажи дополнительных модулей. Или исключить блок рассчетно-кассовых центров и интегрировать созданный муниципалитетом такой центр с нашим информационным блоком, блоком общения с жильцами и бухгалтерией. Сейчас наилучшее – выждать некоторое время и посмотреть, как будет развиваться в этой сфере вектор власти, поймут и привыкнут ли к новшеству люди. Это позволит понять, какой путь выбрать. Намерены искать инвестиции на серьезные маркетинговые исследования.

– Вы лично не собираетесь бросать проект?

– «Наш дом онлайн» – это продукт не одного человека, а команды. И мы любим его, верим, что он будет полезен людям. Нам было тяжело принять провал первой стратегии. Но я – стартапер и могу «поднять» любой проект, «заразить» им. Да и у моей команды есть большие перспективы, она может реализовать задачу любой сложности.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Могут поставить двойку, потому что плохое настроение»: самарский водитель такси откровенно рассказал, что его бесит в работе
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления