Успешный предприниматель Александр Тарабриков выпустил книгу в 2010 году. Она претерпела уже два издания, вызвала интерес в нескольких областях, на её базе проводятся мастер-классы. Сегодня автор делится своим опытом ведения бизнеса и секретами успеха с читателями Тольятти.ру.
– Александр Григорьевич, вас называют активным участником возрождения предпринимательства России: вы основали более десяти успешных предприятий. Как начиналась ваша карьера?
– Первый предпринимательский и организационный опыт относится к 1979 году, когда мне было 19 лет. В период учебы в Тольяттинском политехническом институте с товарищами создали студенческое конструкторское бюро «Мотокросс». Это приятно вспоминать, и я благодарен тогдашнему ректору Владимиру Ивановичу Столбову, который нас активно поддержал. На базе бюро делали курсовые проекты: усовершенствовали мотоциклы, а потом на них выступали на соревнованиях – городских, областных и, в частности, несколько лет к ряду на всесоюзном студенческом мотокроссе в Киеве.
– Но как получилось, что, окончив автомобильный факультет, вы оказались в бизнесе?
– Сейчас расхожим стало выражение «лихие 1990-е». Когда они грянули, выбор не стоял: надо было кормить семью. Ну и, по-честному, мне хотелось свободы для самореализации. Открыл первое предприятие в период, который называется «возрождением» или «новой волной предпринимательства» в 1991 году. С тех пор основал порядка десяти бизнесов в различных сферах экономики: нефтяной, транспортной, финансовой, консалтинге и так далее. Руководил и малыми, и средними и одним из крупных градообразующих предприятий. Так что опыт есть. Даже имею благодарность в трудовой книжке «За образцовое исполнение обязанностей по защите экономических интересов России».
– Почему десять предприятий, а не одно?
– 1990-е были временем тотального дефицита во всем. Для бизнеса это благодатная почва: куда не ткни палку – везде забьет фонтан. Рынок не был развит, как сегодня. Поэтому там, где появлялся спрос и где мне было интересно, брался за дело. Например, первое предприятие участвовало в решении топливного кризиса: в городе находилось не более трех заправок, и чтобы залить в бак 20 литров бензина, очередь занимали с раннего утра. Моя компания одна из первых построила несколько АЗС. Затем активно занялся созданием центра декларирования внешнеторговых грузов. Была даже фирма, которая собирала велосипеды. Это было интересное время. И всегда одним из первостепенных факторов при принятии решения об открытии нового бизнеса становилось ощущение полезности городу, людям.
– Когда, как и почему родилась идея написать книгу?
– Четыре года назад в бизнес пришел сын. Хотелось передать ему накопленный опыт, чтобы он не совершал тех же ошибок, что и я. Так задумал методичку. В последующем ее начали читать друзья, говорить, что хотели бы, чтобы ее увидели и их сыновья, и она переросла в небольшое печатное пособие. В 2010 году, в преддверии 50-летия, подумал, что еще мог бы сделать нужного для людей. Так пришла идея мою методичку обогатить и сделать из нее полезное для начинающих бизнесменов пособие. И появился труд под названием «Построй свой бизнес».
– Каким тиражом он вышел в свет, и где его можно найти?
– Напечатали его в моей альма-матер – в издательстве Тольяттинского госуниверситета. Тираж небольшой, но книга уже дважды вышла в свет: она востребована, и это радует. Она есть в магазинах «Чакона», «Метида», на сайте торгово-промышленной палаты (ТПП) Тольятти. Заинтересованность в ее покупке высказали ТПП Башкортостана, Нижегородской, Тамбовской и Ивановской областей. Проблема развития малого и среднего бизнеса актуальна для России. И приятно, что моя работа помогает людям принять решение и грамотно стартануть в бизнес.
– Какой результат надеялись получить после выхода издания?
– Действительно с глубоким уважением отношусь к людям, которые рассчитывают прежде всего на себя, которые, несмотря на все проблемы, открывают свое дело и отвечают за него, да и вообще за свою жизнь, сами. И я очень хотел быть полезен им в этом. Более чем за 20 лет я прошел университеты жизни, на многие грабли наступал сам, научился извлекать пользу из неудач. Мне кажется, я хорошо понимаю и тех, кто собирается открыть свой бизнес, и тех, кто его уже ведет. Буду рад, если книга поможет им избежать больших и малых ошибок, которые в свое время до них совершил.
– Есть ли уже отклики от читателей, сигналы, что книга принесла им что-то положительное?
– Первый и главный сигнал – мой сын, который прогрессирует в бизнесе. Что касается посетивших мастер-класс, их отзывы тоже приятны. Кроме того, получал просьбы стать наставником и сопровождать бизнес. Есть рецензии известных предпринимателей: заслуженного изобретателя России и почетного строителя РФ Сергея Михайловича Анпилова и сопредседателя Самарского регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России» Владимира Александровича Тихонова.
– Известно, что вести собственное дело способна лишь небольшая часть населения. Тем не менее Тольятти в ситуации, когда развитие малого предпринимательства насущно необходимо, и его всячески стимулируют. Как же людям понять, смогут ли они создать самостоятельный бизнес?
– Это один из постоянных вопросов, которые задают потенциальные предприниматели. Но готовых рецептов здесь нет. Есть мое видение, в частности, в книге, какими качествами должен обладать деловой человек. Но все-таки считаю, лучший способ понять, для тебя ли бизнес – начать его делать. Что называется, пуститься в плавание. Другой такой по значимости тест придумать сложно. Можно бесконечно рассуждать, теоретизировать, но лучше взять и попробовать. На мастер-классах советую решившимся на это не оставлять основное место работы. Если позволяет контракт – продолжать по нему трудиться, а в свободное время, в выходные заниматься собственным бизнесом. Нелегкий путь. Но есть сведения: каждый четвертый владелец бизнеса является еще и наемным работником.
Эксперты утверждают, что выдающимися способностями к предпринимательству обладает 1% населения, 5-10% – нормальными и 60% – умеренными. Эксперты считают, что в среднем сумеют вести бизнес 5-10% людей. Я отношу предпринимательство к особому таланту, но считаю, что в каждом из нас в большей или меньшей степени он заложен. Другое дело, насколько сильно желание заниматься бизнесом. Именно у тех 5-10% оно мощное: они будут вести свое дело во что бы то ни стало. Так было в Советском Союзе, когда официально предпринимательство запрещали, но те, у кого оно было в крови, им занимались. По статистике, желают открыть дело как раз 4-5% россиян. Среди студентов примерно 11%. Но это объяснимо. Желающие открыть бизнес условно делятся на три группы: прагматики (хотят заработать, реализоваться), романтики (как раз студенты, которые имеют маленький жизненный опыт и считают, что бизнес можно делать легко и непринужденно) и предприниматели по нужде.
– Каким, на ваш взгляд, набором вещей, знаний и умений нужно запастись, чтобы начать своё дело?
– Бытует мнение: чтобы делать бизнес в России, не надо оканчивать курсов и иметь предпринимательских талантов. Нужны лишь две вещи: связи и наглость. Это стойкая точка зрения многих людей. Не собираюсь их переубеждать – они отчасти правы в том, что вести бизнес в нашей стране правильно не всегда возможно. Но вместе с тем утверждаю, что есть и вторая составная часть достижения успеха: важно, кого ты знаешь, но не менее важно, что ты умеешь. Например, можно купить место в сборной страны по футболу. Но это не отрицает того, что ты должен будешь бегать и забивать голы. Иначе это будет цирк. Когда вы собираетесь сесть за руль автомобиля, учите правила дорожного движения и приобретаете навыки управления транспортным средством. Так же и в бизнесе: хотите его открыть – необходимым минимумом знаний должны овладеть. Моя книга рассчитана на тех, кому некогда читать: с ней можно познакомиться, как с ПДД, за полтора-два часа. Но в ней тот минимум, который необходимо знать.
– Многие предприниматели жалуются на невысокие доходы. Есть ли какие-то секреты для того, чтобы сделать бизнес эффективным?
– Мне нравится мудрость: «Чтобы заработать на хлеб, надо работать руками. Чтобы заработать на масло, надо работать головой. Чтобы заработать на икру, надо придумать что-нибудь другое». Бизнес и есть что-то другое. Второй вопрос – дефицит идей, которые стали бы востребованы, нашли потенциальных покупателей, клиентов. Потому что если нет клиента – нет бизнеса.Как таковых секретов, поражающих новизной, нет. Есть универсальные правила, которые за 20 лет проверил. Первое: когда организуешь свое дело, сначала подумай о себе, о том, что тебе нравится. Если каждое утро просыпаться и так же, как на нелюбимую работу, идти в нелюбимый бизнес, вряд ли получится добиться в нем успеха. Второе: нужно подбирать бизнес, максимально соответствующий своему характеру. Китайцы говорят: «Тот, кто не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Третье: нужно не переставать учиться. Сегодня скорости настолько бешеные, настолько быстро все меняется, что важным условием успеха является обладание самой лучшей информацией. Надо мониторить Интернет, вступать в бизнес-сообщества, посещать выставки: наверняка там будут рождаться новые идеи, мысли, и это будет помогать как минимум находиться на плаву, а как максимум – добиваться успеха быстрее, чем другие.
– Отдельный раздел вы уделили этике – явлению в принципе непопулярному в современном обществе и тем более во многом противоречащему законам рынка в нашей стране…
– В истории российского предпринимательства есть очень хорошие примеры. Знаменитый Петр Третьяков говорил: «Мое слово тверже бумаги с подписью». В начале 20 века у российских предпринимателей был девиз: «В бизнесе прибыль превыше всего. Но честь превыше прибыли». Я посчитал важным рассказать об этом в книге, потому что, по статистике, подавляющее большинство бизнесменов сталкиваются с недобросовестностью, обманом. И это сильно сдерживает развитие предпринимательства. Вскользь коснувшись этой темы в книге, хотел призвать деловых людей не вредить самим себе. Надо приходить к цивилизованному бизнесу, уважительно относиться к традициям, которые заложили такие известные предприниматели, как Третьяков, Демидов. Согласен: наверное, еще долго реалии бизнеса не будут соответствовать этим словам, но первым было слово – надо хотя бы об этом говорить. И рано или поздно все поймут: вести бизнес честно выгодно.
– Вы рискуете показаться идеалистом.
– Да, но лучше так: когда хочешь достичь чего-то, ставь самые невероятные цели. Тогда есть шанс, что продвинешься намного дальше. Кроме того, у меня есть масса друзей-предпринимателей, которые ведут бизнес честно и процветают.
– В заключение книги вы предложили подборку афоризмов о предпринимательстве. Почему начали их собирать и вынесли ли из них практическую ценность?
– Афоризмы – это формулы успеха, основанные на опыте. Еще утверждают: «Афоризмы, как витамины, подпитывающие нашу деловую жизнь». Это сконцентрированная мудрость, которая помогает осознать предмет и быстрее перенять накопленный до нас опыт. Не могу похвастать крупной подборкой изречений, но коллекция на небольшую книжку уже набралась. Вполне возможно, сделаю отдельное издание под названием «Афоризмы для успеха».
– Какой афоризм, по-вашему, наилучшим образом характеризует работу бизнесмена в России?
– Мне кажется, наиболее подходит такое изречение: «Работу предпринимателя можно сравнить с трудом пчелы, которая собирает нектар с цветов, преследуя свои интересы, но параллельно опыляет цветы, принося пользу другим». Еще интересное определение высказал Уинстон Черчилль: «Одни видят в предпринимателях волка, которого надо убить. Другие видят в предпринимателях корову, которую можно бесконечно доить. И лишь немногие видят в предпринимателях лошадь».
– Александр Григорьевич, какие задачи ставите перед собой теперь?
– В наличии планов и задач, как всегда, недостатка нет. Есть интересные задумки в комитете по развитию предпринимательства и наставничества ТПП, который я возглавляю. В партнерстве с сыном работаем над новым направлением деятельности компании «Аланта». Скоро будет готов сайт, где разместим информацию о нем. Надеюсь, реализация задуманного будет полезна для города и предпринимателей.В завершении беседы хотел бы еще раз высказать слова уважения всем людям дела, которые, несмотря на трудности, продолжают вести бизнес на благо своих семей и общества в целом. Желаю успеха и процветания их предприятиям. Будет процветать бизнес – будет процветать наш город и наша страна.