TOLYATTY
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Тольятти

Погода+15°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

ю-з.

749мм 42%
Подробнее
USD 90,92
EUR 98,90
Бизнес Александр Тарабриков, автор книги «Построй свой бизнес»: «Чтобы уйти на вольные хлеба, надо научиться пахать»

Александр Тарабриков, автор книги «Построй свой бизнес»: «Чтобы уйти на вольные хлеба, надо научиться пахать»

Успешный предприниматель Александр Тарабриков выпустил книгу в 2010 году. Она претерпела уже два издания, вызвала интерес в нескольких областях, на её базе проводятся мастер-классы. Сегодня автор делится своим опытом ведения бизнеса и секретами успеха с читателями Тольятти.ру.

Александр Григорьевич, вас называют активным участником возрождения предпринимательства России: вы основали более десяти успешных предприятий. Как начиналась ваша карьера?

– Первый предпринимательский и организационный опыт относится к 1979 году, когда мне было 19 лет. В период учебы в Тольяттинском политехническом институте с товарищами создали студенческое конструкторское бюро «Мотокросс». Это приятно вспоминать, и я благодарен тогдашнему ректору Владимиру Ивановичу Столбову, который нас активно поддержал. На базе бюро делали курсовые проекты: усовершенствовали мотоциклы, а потом на них выступали на соревнованиях – городских, областных и, в частности, несколько лет к ряду на всесоюзном студенческом мотокроссе в Киеве.

Но как получилось, что, окончив автомобильный факультет, вы оказались в бизнесе?

– Сейчас расхожим стало выражение «лихие 1990-е». Когда они грянули, выбор не стоял: надо было кормить семью. Ну и, по-честному, мне хотелось свободы для самореализации. Открыл первое предприятие в период, который называется «возрождением» или «новой волной предпринимательства» в 1991 году. С тех пор основал порядка десяти бизнесов в различных сферах экономики: нефтяной, транспортной, финансовой, консалтинге и так далее. Руководил и малыми, и средними и одним из крупных градообразующих предприятий. Так что опыт есть. Даже имею благодарность в трудовой книжке «За образцовое исполнение обязанностей по защите экономических интересов России».

Почему десять предприятий, а не одно?

– 1990-е были временем тотального дефицита во всем. Для бизнеса это благодатная почва: куда не ткни палку – везде забьет фонтан. Рынок не был развит, как сегодня. Поэтому там, где появлялся спрос и где мне было интересно, брался за дело. Например, первое предприятие участвовало в решении топливного кризиса: в городе находилось не более трех заправок, и чтобы залить в бак 20 литров бензина, очередь занимали с раннего утра. Моя компания одна из первых построила несколько АЗС. Затем активно занялся созданием центра декларирования внешнеторговых грузов. Была даже фирма, которая собирала велосипеды. Это было интересное время. И всегда одним из первостепенных факторов при принятии решения об открытии нового бизнеса становилось ощущение полезности городу, людям.

Когда, как и почему родилась идея написать книгу?

– Четыре года назад в бизнес пришел сын. Хотелось передать ему накопленный опыт, чтобы он не совершал тех же ошибок, что и я. Так задумал методичку. В последующем ее начали читать друзья, говорить, что хотели бы, чтобы ее увидели и их сыновья, и она переросла в небольшое печатное пособие. В 2010 году, в преддверии 50-летия, подумал, что еще мог бы сделать нужного для людей. Так пришла идея мою методичку обогатить и сделать из нее полезное для начинающих бизнесменов пособие. И появился труд под названием «Построй свой бизнес».

Каким тиражом он вышел в свет, и где его можно найти?

– Напечатали его в моей альма-матер – в издательстве Тольяттинского госуниверситета. Тираж небольшой, но книга уже дважды вышла в свет: она востребована, и это радует. Она есть в магазинах «Чакона», «Метида», на сайте торгово-промышленной палаты (ТПП) Тольятти. Заинтересованность в ее покупке высказали ТПП Башкортостана, Нижегородской, Тамбовской и Ивановской областей. Проблема развития малого и среднего бизнеса актуальна для России. И приятно, что моя работа помогает людям принять решение и грамотно стартануть в бизнес.

Какой результат надеялись получить после выхода издания?

– Действительно с глубоким уважением отношусь к людям, которые рассчитывают прежде всего на себя, которые, несмотря на все проблемы, открывают свое дело и отвечают за него, да и вообще за свою жизнь, сами. И я очень хотел быть полезен им в этом. Более чем за 20 лет я прошел университеты жизни, на многие грабли наступал сам, научился извлекать пользу из неудач. Мне кажется, я хорошо понимаю и тех, кто собирается открыть свой бизнес, и тех, кто его уже ведет. Буду рад, если книга поможет им избежать больших и малых ошибок, которые в свое время до них совершил.

Есть ли уже отклики от читателей, сигналы, что книга принесла им что-то положительное?

– Первый и главный сигнал – мой сын, который прогрессирует в бизнесе. Что касается посетивших мастер-класс, их отзывы тоже приятны. Кроме того, получал просьбы стать наставником и сопровождать бизнес. Есть рецензии известных предпринимателей: заслуженного изобретателя России и почетного строителя РФ Сергея Михайловича Анпилова и сопредседателя Самарского регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России» Владимира Александровича Тихонова.

Известно, что вести собственное дело способна лишь небольшая часть населения. Тем не менее Тольятти в ситуации, когда развитие малого предпринимательства насущно необходимо, и его всячески стимулируют. Как же людям понять, смогут ли они создать самостоятельный бизнес?

– Это один из постоянных вопросов, которые задают потенциальные предприниматели. Но готовых рецептов здесь нет. Есть мое видение, в частности, в книге, какими качествами должен обладать деловой человек. Но все-таки считаю, лучший способ понять, для тебя ли бизнес – начать его делать. Что называется, пуститься в плавание. Другой такой по значимости тест придумать сложно. Можно бесконечно рассуждать, теоретизировать, но лучше взять и попробовать. На мастер-классах советую решившимся на это не оставлять основное место работы. Если позволяет контракт – продолжать по нему трудиться, а в свободное время, в выходные заниматься собственным бизнесом. Нелегкий путь. Но есть сведения: каждый четвертый владелец бизнеса является еще и наемным работником.

Эксперты утверждают, что выдающимися способностями к предпринимательству обладает 1% населения, 5-10% – нормальными и 60% – умеренными. Эксперты считают, что в среднем сумеют вести бизнес 5-10% людей. Я отношу предпринимательство к особому таланту, но считаю, что в каждом из нас в большей или меньшей степени он заложен. Другое дело, насколько сильно желание заниматься бизнесом. Именно у тех 5-10% оно мощное: они будут вести свое дело во что бы то ни стало. Так было в Советском Союзе, когда официально предпринимательство запрещали, но те, у кого оно было в крови, им занимались. По статистике, желают открыть дело как раз 4-5% россиян. Среди студентов примерно 11%. Но это объяснимо. Желающие открыть бизнес условно делятся на три группы: прагматики (хотят заработать, реализоваться), романтики (как раз студенты, которые имеют маленький жизненный опыт и считают, что бизнес можно делать легко и непринужденно) и предприниматели по нужде.

Каким, на ваш взгляд, набором вещей, знаний и умений нужно запастись, чтобы начать своё дело?

– Бытует мнение: чтобы делать бизнес в России, не надо оканчивать курсов и иметь предпринимательских талантов. Нужны лишь две вещи: связи и наглость. Это стойкая точка зрения многих людей. Не собираюсь их переубеждать – они отчасти правы в том, что вести бизнес в нашей стране правильно не всегда возможно. Но вместе с тем утверждаю, что есть и вторая составная часть достижения успеха: важно, кого ты знаешь, но не менее важно, что ты умеешь. Например, можно купить место в сборной страны по футболу. Но это не отрицает того, что ты должен будешь бегать и забивать голы. Иначе это будет цирк. Когда вы собираетесь сесть за руль автомобиля, учите правила дорожного движения и приобретаете навыки управления транспортным средством. Так же и в бизнесе: хотите его открыть – необходимым минимумом знаний должны овладеть. Моя книга рассчитана на тех, кому некогда читать: с ней можно познакомиться, как с ПДД, за полтора-два часа. Но в ней тот минимум, который необходимо знать.

Многие предприниматели жалуются на невысокие доходы. Есть ли какие-то секреты для того, чтобы сделать бизнес эффективным?

– Мне нравится мудрость: «Чтобы заработать на хлеб, надо работать руками. Чтобы заработать на масло, надо работать головой. Чтобы заработать на икру, надо придумать что-нибудь другое». Бизнес и есть что-то другое. Второй вопрос – дефицит идей, которые стали бы востребованы, нашли потенциальных покупателей, клиентов. Потому что если нет клиента – нет бизнеса.Как таковых секретов, поражающих новизной, нет. Есть универсальные правила, которые за 20 лет проверил. Первое: когда организуешь свое дело, сначала подумай о себе, о том, что тебе нравится. Если каждое утро просыпаться и так же, как на нелюбимую работу, идти в нелюбимый бизнес, вряд ли получится добиться в нем успеха. Второе: нужно подбирать бизнес, максимально соответствующий своему характеру. Китайцы говорят: «Тот, кто не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Третье: нужно не переставать учиться. Сегодня скорости настолько бешеные, настолько быстро все меняется, что важным условием успеха является обладание самой лучшей информацией. Надо мониторить Интернет, вступать в бизнес-сообщества, посещать выставки: наверняка там будут рождаться новые идеи, мысли, и это будет помогать как минимум находиться на плаву, а как максимум – добиваться успеха быстрее, чем другие.

Отдельный раздел вы уделили этике – явлению в принципе непопулярному в современном обществе и тем более во многом противоречащему законам рынка в нашей стране…

– В истории российского предпринимательства есть очень хорошие примеры. Знаменитый Петр Третьяков говорил: «Мое слово тверже бумаги с подписью». В начале 20 века у российских предпринимателей был девиз: «В бизнесе прибыль превыше всего. Но честь превыше прибыли». Я посчитал важным рассказать об этом в книге, потому что, по статистике, подавляющее большинство бизнесменов сталкиваются с недобросовестностью, обманом. И это сильно сдерживает развитие предпринимательства. Вскользь коснувшись этой темы в книге, хотел призвать деловых людей не вредить самим себе. Надо приходить к цивилизованному бизнесу, уважительно относиться к традициям, которые заложили такие известные предприниматели, как Третьяков, Демидов. Согласен: наверное, еще долго реалии бизнеса не будут соответствовать этим словам, но первым было слово – надо хотя бы об этом говорить. И рано или поздно все поймут: вести бизнес честно выгодно.

Вы рискуете показаться идеалистом.

– Да, но лучше так: когда хочешь достичь чего-то, ставь самые невероятные цели. Тогда есть шанс, что продвинешься намного дальше. Кроме того, у меня есть масса друзей-предпринимателей, которые ведут бизнес честно и процветают.

В заключение книги вы предложили подборку афоризмов о предпринимательстве. Почему начали их собирать и вынесли ли из них практическую ценность?

– Афоризмы – это формулы успеха, основанные на опыте. Еще утверждают: «Афоризмы, как витамины, подпитывающие нашу деловую жизнь». Это сконцентрированная мудрость, которая помогает осознать предмет и быстрее перенять накопленный до нас опыт. Не могу похвастать крупной подборкой изречений, но коллекция на небольшую книжку уже набралась. Вполне возможно, сделаю отдельное издание под названием «Афоризмы для успеха».

Какой афоризм, по-вашему, наилучшим образом характеризует работу бизнесмена в России?

– Мне кажется, наиболее подходит такое изречение: «Работу предпринимателя можно сравнить с трудом пчелы, которая собирает нектар с цветов, преследуя свои интересы, но параллельно опыляет цветы, принося пользу другим». Еще интересное определение высказал Уинстон Черчилль: «Одни видят в предпринимателях волка, которого надо убить. Другие видят в предпринимателях корову, которую можно бесконечно доить. И лишь немногие видят в предпринимателях лошадь».

Александр Григорьевич, какие задачи ставите перед собой теперь?

– В наличии планов и задач, как всегда, недостатка нет. Есть интересные задумки в комитете по развитию предпринимательства и наставничества ТПП, который я возглавляю. В партнерстве с сыном работаем над новым направлением деятельности компании «Аланта». Скоро будет готов сайт, где разместим информацию о нем. Надеюсь, реализация задуманного будет полезна для города и предпринимателей.В завершении беседы хотел бы еще раз высказать слова уважения всем людям дела, которые, несмотря на трудности, продолжают вести бизнес на благо своих семей и общества в целом. Желаю успеха и процветания их предприятиям. Будет процветать бизнес – будет процветать наш город и наша страна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем