Способы сокращения времени прибытия экипажей ДПС на место аварии и варианты регламентации этого срока обсуждались на днях в Главном управлении безопасности дорожного движения МВД России на заседании с участием представителей Российского союза автостраховщиков и Общественной палаты. Однако результат жарких споров оказался неожиданным: руководство Госавтоинспекции пришло к убеждению, что необходимо отказаться от практики оформления мелких аварий сотрудниками дорожно-патрульной службы.
Генеральная прокуратура направила в МВД протест на новый административный регламент, определяющий порядок действий инспекторов ДПС. В частности, высказала требование указать в документе точные временные характеристики: в течение какого промежутка времени экипаж должен прибыть на место аварии. Сейчас в регламенте прописано только, что экипаж обязан среагировать «незамедлительно». Однако сейчас водителям, попавшим в аварию, приходится часами дожидаться прибытия патрульного экипажа.
«Клиенты жалуются на то, что им приходится томиться в ожидании сотрудников ДПС в течение трех-четырех часов», – подтверждает директор центра анализа, мониторинга, методологии и контроля СК «РОСНО» Дмитрий Трунин.
При этом значительное число дорожных столкновений можно отнести к мелким авариям – пострадавших нет, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Как отмечает директор по урегулированию убытков СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин, в общем количестве заявленных страховых случаев по ОСАГО на мелкие аварии приходится до 70-75%. И возникает ситуация, когда две слегка притершиеся друг к другу бамперами машины фактически перекрывают две полосы движения и создают километровую пробку на оживленных городских магистралях. Ситуация осложняется тем, что сейчас происходит серьезное сокращение численности сотрудников ГИБДД, поэтому время прибытия экипажей увеличилось.
«По данным статистики, число незначительных ДТП без пострадавших, так называемого «железа», неуклонно растет – если в 2005 году их было зафиксировано 1,7 миллиона, то в прошлом – уже 3,4 миллиона», – сообщил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов.
По его словам, сотрудники дорожно-патрульной службы не должны полностью сложить с себя обязанности по оформлению мелких аварий без пострадавших: есть случаи, когда один из водителей не трезв или без прав, скрылся с места происшествия, или же столкнулись сразу три-четыре автомобиля. Но, как отметил Виктор Нилов, значительная часть дорожных аварий не содержит признаков административного правонарушения. «И тут вопрос возмещения ущерба уже в плоскости гражданско-правовых отношений между участниками ДТП и страховыми компаниями, – считает руководитель российской Госавтоинспекции. – Нашему же сотруднику приходится оформлять эту аварию по полной программе. Упрощенных схем нет».
Между тем в правилах дорожного движения существует два способа обойтись без вызова патрульного экипажа на место аварии. При взаимном согласии участников аварии в определении обстоятельств происшествия они могут не вызывать автоинспекторов, а прибыть на ближайший пост ДПС или в отделение полиции для оформления документов.
Второй способ предусмотрен не только в правилах дорожного движения, но и в законе об обязательном страховании гражданской ответственности: в тех случаях, когда в аварии столкнулись только две машины, оба водителя имеют действующий полис ОСАГО, участники не оспаривают обстоятельства и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, вступает в силу европротокол, то есть происшествие может быть зафиксировано без участия сотрудников дорожно-патрульной службы. Однако новое правило, которое должно было заметно облегчить жизнь автовладельцам, популярности так и не снискало.
По словам представителя Российского союза автостраховщиков Михаила Порватова, только семь процентов дорожных аварий сегодня оформляются по европротоколу.
По словам эксперта, низкое количество обращений по европротоколу связано с целым рядом причин: во-первых, с боязнью автовладельцев неправильно оформить документы и получить отказ в выплате страхового возмещения. Во-вторых, сказывается и банальное незнание правил оформления документов в упрощенном порядке и неинформированность о стандартах европротокола. Кроме того, присутствует и опасение, что реальный ущерб превысит 25 тысяч рублей, и суммы выплаты не хватит для ремонта. «Средний размер выплаты по европротоколу составляет 6334 рубля, что подтверждает тот факт, что водители опасаются оформлять чуть более серьезные повреждения без сотрудников ДПС», – говорит Алексей Любавин.
Основная причина низкого числа обращений по европротоколу заключается в том, что потерпевшему в ДТП необходимо определить, превышает ли ущерб, причиненный его имуществу, лимит в 25 тысяч рублей, хватит ли данной суммы для того, чтобы восстановить автомобиль. Так как большинство автовладельцев не занимаются самостоятельно ремонтом автомобиля, им достаточно трудно на месте ДТП, находясь в стрессовом состоянии, определить размер причиненного ущерба, они предпочитают все-таки вызвать сотрудников ГИБДД на место аварии. Кроме того, люди опасаются допустить ошибки в заполнении извещения о ДТП, которые могут стать причиной отказа в выплате. Кроме того, не всегда возможно самостоятельно определить вину того или иного участника ДТП, понять, нанесен ли вред здоровью участников, ведь это может выясниться позже, когда люди покинут место аварии. Нередко вызывает сложность и определение наличия действующего полиса ОСАГО у другого участника, не говоря уже о том, что виновник может впоследствии отказаться от своих слов, и тогда получить выплату будет проблематично.
Стоит отметить, что на обсуждение в Госдуме находится законопроект, который увеличивает ограничение по выплате по европротоколу до 50 тысяч рублей. Однако, по мнению экспертов, это вряд ли серьезно повлияет на количество заявленных по европротоколу аварий. Попавшие в дорожную аварию автовладельцы, как правило, даже не вспоминают о такой возможности, как европротокол. Поэтому участники совещания сошлись во мнении, что инструкция по европротоколу должна размещаться на бланке извещения о ДТП, которое автовладелец получает вместе с полисом ОСАГО.
Что же касается необходимости прописать временные рамки на прибытие инспекторов дорожно-патрульной службы на место аварии, то точный срок пока так и не назван. Сейчас используется новая карточка учета ДТП, в которой указывается время прибытия патрульного экипажа – предполагается, что через некоторое время информация из разных регионов будет систематизирована и на ее основе можно будет сделать общий регламент.