Минфин России предлагает увеличить лимит страховых выплат по ОСАГО до 400 тысяч рублей. Размеры компенсаций уже не соответствуют сложившимся реалиям, уверены в ведомстве. Утвердить поправки в правительстве Минфин рассчитывает до конца года. Участники самарского страхового рынка необходимость изменения тарифов поддерживают. Они также полагают, что увеличение лимита выплат повлечет за собой рост стоимости самой автостраховки.
Основные изменения связаны с увеличением страховых компенсаций за пострадавшее в ДТП авто. С нынешних максимальных 120 тыс. руб. они должны вырасти до 400 тыс. руб. Как считают в ведомстве, новые размеры страховых выплат будут более соответствовать реалиям. Ведь 120 тыс. руб. – потолка компенсаций, установленного еще в далеком 2003 году – на ремонт машины ныне может и не хватить.
Кстати, ранее Минфин уже предлагал поправки к законодательству об автостраховании.
Согласно им, лимит выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП должен был увеличиться со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а лимит по имуществу – со 120 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
Участники самарского страхового рынка новую инициативу финансового ведомства поддерживают.
«Инициативу оцениваю как адекватную и созревшую меру в сложившейся ситуации. Когда принимался закон, то лимит по имуществу в 120 тыс. руб. покрывал 96-98% ДТП. Сейчас этот показатель составляет 84-86%, поэтому корректировка необходима», – говорит директор Самарского филиала ОАО «Росстрах» Игорь Смурага.
По словам эксперта, за последние три года инфляция и изменение таможенных пошлин увеличили стоимость восстановительного ремонта авто на 50%. Стоимость медицинских услуг увеличилась в два-три раза, а в некоторых случаях в пять раз.
«На мой взгляд, базовая ставка по ОСАГО должна измениться на уровне 40-45% для обычных граждан и на 60-80% для лиц, занимающимися коммерческими перевозками. Введение новых лимитов на выплаты по ОСАГО приведет к стабильности и придаст уверенности автомобилистам, что в наше время крайне важно, когда сплошь и рядом авто, у которых 120 тыс. руб. стоит только фара и бампер», – считает эксперт.
«Все подобные инициативы направлены в первую очередь на то, чтобы создать наилучшие условия для автомобилистов. Существующие лимиты не на все 100% позволяет защитить интересы страхователя, и они не менялись с 2003 года, с введения закона об ОСАГО. Совершенно ясно, что за это время цены изменились, а 120 тыс. часто не хватает на ремонт автомобиля после ДТП. Исходя из нашего опыта, можно сказать, что увеличение лимита, безусловно, скажется на показателе средней выплаты», – разделяет мнение коллег генеральный директор ОАО «Интач Страхование» Мария Мальковская.
Участники страхового рынка также отмечают, что увеличение выплат автоматически повлечет за собой коррекцию цены самого полиса.
«Стоимость полиса ОСАГО, конечно, откорректируется, особенно в тех регионах, где всегда были низкие коэффициенты по ОСАГО, там, где ОСАГО всегда было убыточным. Тарифы на ОСАГО тоже не корректировались ни разу за семь лет, и их изменение необходимо. Другое дело, что идеальной ситуацией была бы либерализация тарифов, которая позволила бы рынку самому регулировать стоимость полисов. Это вовсе не означало бы, что тарифы обязательно вырастут. Возможно, какие-то компании позволят себе, наконец, делать легальные скидки. Ни для кого не секрет, что зачастую агентам платится до 20% комиссионных. После подсчета своих реальных затрат, многие компании смогут пересмотреть свою тарифную политику.
В случае, если тарифы все-таки будут отпущены, то рынок сам отрегулирует стоимость ОСАГО. Если нет, то за увеличением лимитов логично должно последовать увеличение тарифов. Но уже сейчас в качестве первого шага к стабилизации рынка ОСАГО можно начать с применения принципа КБМ (коэффициент бонус-малус) в соответствии с законом, то есть достаточно применить норму закона ко всем игрокам рынка и обязать их клиентов предъявлять справки о количестве убытков из предыдущей компании, что естественным образом приведет к увеличению средней премии. Сейчас же практика такова, что большинство компаний верят на слово страхователям, из-за чего они теряют значительную часть премии», – говорит Мария Мальковская.
По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, целесообразней было бы увеличивать лимиты поэтапно. «Логично предложить, что одновременно с увеличением лимита выплат должны подняться и сами страховые тарифы. Мы думаем, что тарифы надо повышать более чем на 50%, но в обосновании Минфина приводятся меньшие цифры. Это неприемлемо для страховщиков, у которых с ОСАГО и так далеко не всё гладко».
Глава РСА напоминает, что убыточность автострахования уже сейчас достигает 70%. По данным мониторинга союза, в 2009 году сборы по ОСАГО составили 85,8 млрд руб., а выплаты – 48,5 млрд руб. Гражданская автостраховка сейчас уходит в основном на выплаты по «железу»: на страховки по жизни и здоровью в 2009 года пришлось всего 2% из 48,5 млрд руб. выплат.
Фото: Фото с сайта Nokiandrive.com.ua