Согласно последней статистике от ГИБДД, число аварий в России неуклонно растет. В борьбе с водительским произволом не помогают ни штрафы, ни тюремные сроки. Между тем, автопроизводители давно уже ищут способ сократить количество аварий с помощью автоматизированных систем. Мы решили составить рейтинг самых полезных, на наш взгляд, изобретений.
ESP (Electronic Stability Programme)
Система курсовой устойчивости с 2011 года является обязательной для установки на автомобилях, которые производят в США, Канаде и странах Евросоюза. Существует несколько подобных систем, но все они включают антиблокировочные системы тормозов, распределения тормозных усилий, блокировку дифференциала и антипробуксовочную систему. Автомобиль определяет наступление аварийной ситуации, сравнивая параметры движения машины с обычными действиями водителя. Если данные отличаются, система включается в работу. Стабилизация движения может достигаться с помощью подтормаживания определенных колес, изменения крутящего момента двигателя или изменения угла поворота передних колес.
City Safety
Неслучайно трехточечный ремень безопасности изобрел инженер компании Volvo. Шведский концерн уделяет огромное внимание сохранности своих клиентов и их автомобилей. Поэтому в ближайшее время система экстренного торможения, позволяющая избежать столкновений на скорости до 30 км/ч, будет установлена на всех моделях Volvo. Система действует следующим образом: фронтальный датчик определяет препятствие, звуковой сигнал и самостоятельно снижает скорость вплоть до полной остановки. Через пять секунд машина вновь начинает ехать. Если скорость движения колеблется от 30 до 50 км/ч, то система не останавливает автомобиль, но снижает, чтобы снизить тяжесть удара.
Pedestrian Detection
Система распознавания пешеходов также впервые применялась на шведских автомобилях. По принципу работы она похожа на City Safety, только датчик распознает не только стоящие предметы, но и движущихся пешеходов. Отметим, что Volvo предлагает устанавливать эту систему в комплекте с подушкой безопасности, которая раскрывается перед лобовым стеклом и минимизирует травмы у пешеходов.
Intelligent Clearance Sonar
Система предотвращения непреднамеренного ускорения устанавливается сегодня на автомобили Toyota в богатой комплектации. Подобные системы есть также у Nissan и General Motors. Срабатывает, если водитель неправильно нажимает на педаль газа. Датчики определяют, нет ли впереди препятствия и при необходимости снижают скорость.
Night View Assist
Активной системой ночного видения гордится Mercedes. Подобная есть только у Toyota. Изображение с инфракрасной камеры проецируется на встроенный дисплей. Водителю не нужно постоянно вглядываться в темноту: на дисплее отлично видно и знаки, и пешеходов. Благодаря дополнительному источнику освещения, камера показывает все предметы, находящиеся в дальности до 150 метров.
BLIS
Очередная умная опция от Volvo. Видеокамеры, установленные на боковых зеркалах, делают по 25 кадров в секунду, и предупреждают о появлении машины в слепой зоне. При этом система не реагирует на статичные объекты, попадающие в поле зрения камер, к примеру, когда водитель сдает задним ходом, устанавливая машину на парковку. Камеры активируются на скорости больше 10 километров в час.
Alcolock
Пока система блокирования автомобиля при алкогольном опьянении водителя обязательна только в Финляндии. Однако российские депутаты уже не раз предлагали применить такое и в нашей стране. Возможно это все-таки применят, когда оборудование стоимостью в полторы тысячи евро станет по карману российскому потребителю. Идея, в принципе, полезная. Сегодня остановить пьяных россиян от поездки может, увы, не инспектор, а только заблокированный наглухо автомобиль.
Стоит сказать, что срабатывание некоторых из этих систем может шокировать. Довольно страшно, когда машина самостоятельно останавливается или поворачивает. А систему BLIS сложно оценить бывалым водителям, привыкшим в любой ситуации рассчитывать на себя. Однако реальность показывает, что автопилот – это наше ближайшее будущее. И если водители не хотят думать самостоятельно, это придется делать их автомобилям.
Фото: Фото с сайта Icarreview.com