Страна и мир Перегоняли через два моря: как самарские теплоходы отправили в Чернобыль

Перегоняли через два моря: как самарские теплоходы отправили в Чернобыль

Эту историю нам рассказали речники

На границе зоны отчуждения стоял целый караван одинаковых судов, среди них — 4 самарских пассажирских корабля
Источник:

Мало кто знает, что свою роль в ликвидации чернобыльской катастрофы сыграло самарское, а тогда еще куйбышевское судоходство. Дело в том, что много месяцев ликвидаторы аварии жили на речных теплоходах, которые пригнали со всей страны, в том числе из Куйбышева.

Всего в качестве плавучих гостиниц у берега Днепра работали тринадцать из пятнадцати речных теплоходов проекта 785. Эти суда в 1955 году вышли с верфей в Чехословакии и получили имена в честь советских республик. Из Куйбышева в Чернобыль шли четыре судна: «Киргизия», «Эстония», «Карелия» и «Россия».

Тем временем к большому путешествию готовили и суда. Это было опасное предприятие: теплоходам, предназначенным для речных плаваний, предстояло перейти два моря.

Теплоходы отогнали в затон. С судов сняли всю мягкую мебель. Всё, что вбирало в себя пыль, надо было убрать. Все иллюминаторы и пролетные двери были задраены наглухо, чтобы при морском переходе их не захлестывали волны. После этого поверх палуб построили каркас из фанеры для утепления. Теплоходы превратили в плавучие дома.

Источник:

Работу всех механизмов необходимо было довести до совершенства. Всю посуду заменили на нержавеющую. Спасательные средства заменили на другие, подходящие под стандарты морских судов.

16 июня 1986 года «Эстония» первой отправилась в рискованное путешествие. Из Куйбышева «Эстония» дошла по Волге до Волгограда. Там на теплоход установили дополнительные котлы для отопления, поскольку в зоне катастрофы людям предстояло провести далеко не пару месяцев.

Из Волгограда самарский теплоход пошел по Волго-Донскому каналу имени Ленина. Следующая стоянка была уже в Ростове. Там «Эстонию» уже ждали три волгоградских судна: «Таджикистан», Узбекистан» и «Туркменистан». Кроме того, в составе процессии были два теплохода из Саратова.

Все ждали только сопровождающих — несколько морских буксиров. Суда пришли на третий день стоянки, и караван через Дон и Таганрогский залив вышел в Азовское море и пошел на Киев. Там процессия собралась в полном составе. Самарские теплоходы «Киргизия», «Карелия» и «Россия» были в числе догоняющих. 2 июля 1986 года караван пристал в 30 километрах от Чернобыльской АЭС.

Источник:

Теплоходы начали работу в режиме плавучих гостиниц для ликвидаторов аварии. Разумеется, работали на износ все. Механики должны были постоянно обеспечивать работу всех систем своих теплоходов, проверять дозиметром тех, кто поднимался на борт, а ночью нести вахту.

— В 4 утра — подъем. Включаем плиты на кухне, в 5 часов идем будить девчонок, они уже идут завтрак готовить, — рассказывает механик «Эстонии» Николай Татаров.

У пищеблока рабочий день составлял примерно 16 часов в сутки. Ликвидаторы получали питание по талонам, но во время обеда столоваться зачастую приходили и те, кто не жил в плавучих общежитиях. Так, за один присест приходилось кормить до 500 человек. Сменщиков в пищеблоке не было.

— Мы даже не успевали посуду убирать. Мы ее просто оставляли на полу. После каждого застолья мы шли в душ, потому что пот стекал градом. На нас мужчина, который воду привозил, кричал: «Слушайте, вы обнаглели?!» — рассказывает работник пищеблока одного из судов Наталья Петрова.

Дольше всех в зоне катастрофы пробыл экипаж «Эстонии». Речники вместе со своим кораблем отправились домой, пробыв в районе Чернобыля год и три месяца.

Источник:

После этого знаменитые суда, на которых жили герои-речники, постигла печальная участь. «Киргизия» была переименована в «Петр Алабин» и в 2016 году продана частной конторе. Судно буксовали в затон Сухой Самарки, где оно ржавеет без дела и по сей день.

Источник:

«Россию» пустили на металлолом в 2011 году. «Эстонию» отправили в Москву, в 2010 году переименовали в «Князя Воронцова», а в 2018-м списали и утилизировали. Два года спустя такой же бесславный конец постиг и «Карелию».

Подробную историю, как самарские речники помогали спасать мир от последствий катастрофы в зоне отчуждения, мы рассказывали в отдельном материале.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Забудьте про «фишки»! Журналист из Тольятти побывал в городской поликлинике и вышел в шоке — ему все понравилось
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления