Самарский фотограф Арсений Котов вновь отправился в Донбасс. Он уже во второй раз посетил Мариуполь, а также побывал в Новой Каховке, это город в Херсонской области. Там Арсений встретил мобилизованных. Что они ему рассказали? Как сейчас люди живут в Мариуполе? Об этом и многом другом мы поговорили с самарцем в интервью.
Мариуполь — город в Донецкой области. Крупнейший город на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Численность населения города на 1 января 2021 года составляла около 431 859 человек.
«Бывают проблемы с продовольствием»
— Скажите, почему вы решили вернуться в Мариуполь?
— Я захотел посетить другие города и поселки — я также побывал в Херсонской области, и это не весь список. Плюс я хочу попробовать себя в роли военного журналиста.
— А где именно вы были в Херсонской области? Как там обстановка?
— Я был в Новой Каховке. Я бы не сказал, что всё разрушено: есть некоторые дома, которые пострадали от обстрела вражескими ракетами. Атмосфера напоминает Донецк 2019 года — прифронтовой город, в который враг не заходил. Света, правда, нет. Но магазины работают. Там, кстати, памятник Ленину поставили.
Новая Каховка — город в Херсонской области, административный центр Каховского района (с 2020 года). Город расположен на левом берегу реки Днепр, ниже Каховской ГЭС, образующей Каховское водохранилище. Расстояние до Херсона — 58 километров. До Киева — 462 километра.
Много людей разъехалось: мне кажется, осталось примерно 20% где-то от всего населения. Я встречал людей, которые приезжали из Мелитополя за пособиями, и они рассказали, что пришлось уехать, потому что здесь было небезопасно из-за артобстрелов. И это логично — сам на горизонте слышал их.
— А как с военными в городе?
— Видел их и немало. Я успел скататься в боевое подразделение, где у меня служат товарищи-контрактники. И там были мобилизованные, они стоят на блокпостах.
— И как настроение у мобилизованных, что рассказывали про условия?
— Одеты ребята нормально были, оружие есть, особо не жалуются. Все были с хорошим настроением, чувствовался высокий боевой дух. Некоторые рассказывали, что на линии фронта бывают проблемы с поставками продовольствия, но, сами понимаете, там машине сложно доехать.
«Прошел за 5 минут с одним паспортом»
— В прошлом интервью вы говорили, что вам пришлось придумать легенду: якобы вы едете к родственникам, чтобы вас пустили в Донбасс. Как в этот раз всё прошло?
— В этот раз ничего сложного и тайного не было. У меня есть знакомый, который работает в ДНР. Через него и сделал аккредитацию как СМИ, получил бумаги и поехал. Но эти документы мне даже не понадобились: не досматривая, меня спокойно пустили в город.
— А как с пересечением границ сейчас? Снова многочасовые очереди и досмотр всех вещей?
— Нет, сейчас даже как таковой границы нет: стоит КПП. Паспорт только показываешь — и гуляй.
Прошел я за 5 минут, очередей совсем не было. Единственная очередь, которую я застал, состояла из грузовиков, километра 4 точно. Сейчас через Мариуполь едет много грузовых машин России в Крым, их пустили в обход, так как мост в Крыму закрыли для фур. Но такие пробки там нечасто, это мне так повезло.
— Как до города добирались в этот раз?
— Снова на попутке. Кстати, взял меня русский дальнобойщик — один из тех, кто как раз ехал в Крым.
— Где вы остановились: снова в заброшке?
— Нет, сейчас зима, так не получится. Я живу в квартире у друга-фотографа. Про гостиницы я не знаю, но те, кто приезжает работать, живут в бытовках либо снимают квартиру на несколько человек. Я пока не видел, чтобы кто-то жил в заброшенных домах.
«На общественном транспорте можно ездить бесплатно»
— Изменился ли Мариуполь?
— Очень сильно. Строят новые здания и ремонтируют разрушенные. Те здания, которые сильно не повреждены и просто выгорели, будут капитально ремонтировать: их вычищают от мусора, а после займутся внутренней и внешней отделкой, установят пластиковые окна, починят канализацию, проводку.
И это массовый процесс. Вот в квартире, где я сейчас живу, поменяли стояк строители из Донецкой области. Говорят, получают 3 тысячи в день. Конечно, еще много разрушенных домов. Но работа кипит.
— Значит, в домах уже появились газ, свет, вода?
— Да, отопление тоже есть, а у кого-то даже газ уже провели.
— Магазины заработали или остался формат «рынка под окном»?
— Да. Например, рядом с домом, где я живу, открылся супермаркет. По ценам там чуть выше, чем в наших магазинах у дома. Постепенно бизнес появляется, люди открывают магазины. Стихийные рынки еще остались, но перестали пользоваться такой популярностью.
В оборот вошли российские рубли. Но с карты оплачивать покупки до сих пор нельзя. Но появились банкоматы, где можно снять деньги.
— А что насчет больниц: людям есть куда обратиться?
— Лично я не видел их пока, но слышал от местных, что экстренную медицинскую помощь могут оказать.
— С общественным транспортом ситуация улучшилась?
— Да, они ходят регулярно. Можно добраться в любой район и даже до другого берега Мариуполя. Кстати, платить за билетик не надо: «коммунизм», всё бесплатно.
— Расскажите, вы снова снимали улицы города «под прикрытием»?
— В первый раз я старался не привлекать внимания, так как в городе было много военных и они могли нервно реагировать. А так со съемками проблем нет. Мой друг спокойно с фотоаппаратом ходит по городу, и ему никто ничего не говорит.
— То есть военнослужащих на улицах города стало меньше?
— Ну, последние блокпосты сняли в самом Мариуполе, остались только КПП на въезде и выезде из города. Может, у важных зданий стоят солдаты, а по улицам их немного.
«Люди рады, что их не кинули»
— Жизнь вернулась в Мариуполь? Много людей видели на улице?
— Да, гораздо активнее стало в городе. Люди возвращаются. Также много приезжих, строителей из России и ДНР и ЛНР.
— Остались ли в городе следы былых боевых действий?
— Ну, дороги массово починили — воронок в асфальте нет. Боеприпасы тоже на тротуаре не валяются. Могилы, которые во дворах были, по большей части перезахоронили. Никто на кострах еду не готовит уже.
— А какие настроения у местных? Что рассказывали вам люди?
— Как минимум они рады, что их не кинули, что идет массовое восстановление Мариуполя. В принципе, жить можно будет, и зиму переживут нормально. В городе остались жить те, кто хорошо относится к России: если кто-то и был на стороне киевского режима, то они уехали.
Рады, что работа появляется. Конечно, сейчас многие специальности не так востребованы: например, мой товарищ из местных раньше работал на телевидении, а сейчас стал слесарем. Приходится менять работу на что-то актуальное.
Из историй мне запомнилась точно одна: мужчина рассказывал, как пережил ситуацию с обстрелом «АзовСталь». 24 февраля 2022 года он пошел на работу, но его туда не пустили — их рабочее место уже заняли бойцы полка «Азов» (признан террористической организацией, деятельность запрещена в России. — Прим. ред.). 28 февраля в городе пропали свет, газ, вода, а 1 марта их начали обстреливать «азовцы». Людей никто не эвакуировал, а мэр города говорил, что «Азов» их защищает. Правда, мариуполец рассказал, что в него стреляли украинские снайперы, когда он ходил к морю за водой. Почти 3 недели население было без хлеба и воды: выживали благодаря дождю и снегу. За всё время пребывания в городе мужчина вместе с напарником похоронил около 90 человек, включая свою сестру. Ему самому не повезло получить осколочное в ногу, ибо в больницу не попасть — больницы также обстреливали.
ПрАО «Металлургический комбинат "Азовсталь"» — металлургический комбинат в Мариуполе на берегу Азовского моря в устье реки Кальмиус.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.