Как самарские военные комиссариаты работают с уклонистами? Продолжается ли сейчас рассылка повесток? Зачем самарских мобилизованных отправили в Оренбургскую область, а некоторых переселили в общежития? Об этом и многом другом мы поговорили с военным комиссаром Самарской области Алексеем Вдовиным.
— Алексей Федорович, как вы оцениваете ход частичной мобилизации на сегодняшний день?
— Те задачи, которые стоят перед нами по количеству мобилизованных граждан и срокам, мы выполняем, срывов нет. Мы находимся в тех графиках и в тех плановых сроках, которые нам определены.
— Продолжается ли рассылка повесток?
— Повестки мы продолжаем направлять, но уже в разы меньше.
Повестки рассылаем как для призыва граждан по мобилизации, так и для уточнения данных гражданина.
— И сотрудники комиссариатов, и аппарат усиления, который задействован для этого. Хочу отметить, что у всех, кто вручает повестки, должны быть соответствующие удостоверения. Также мы доставляем повестки через сотрудников, которые отвечают за воинский учет на предприятиях и в организациях.
— Можете выделить самые востребованные военно-учетные специальности (ВУС) в Самарской области?
— Они характерны для всех воинских частей. Наиболее распространенные — это стрелки, мотострелковые ВУС. Были обращения от родственников мобилизованных: «Вот мой супруг / брат — водитель, а его мотострелком записали». Это распространенная практика. Если водители все укомплектованы, мобилизованный гражданин может быть призван стрелком.
Все они проходят общевойсковую подготовку, специальной подготовки для стрелков не требуется.
— Каковы итоги проверки по здоровью уже мобилизованных в части? Сколько человек вернули домой по причинам, связанным со здоровьем?
— Этот вопрос нужно адресовать скорее командирам воинских частей и военной прокуратуре.
Насколько я знаю, было около 150 таких обращений от граждан, которые уже находились в воинских частях. Это те, кого призвали в первые дни после объявления частичной мобилизации, пока в состав районных медкомиссий не были включены врачи-специалисты.
Сейчас на пунктах предварительного сбора граждан (военкоматы. — Прим. ред.) находятся пять врачей. Раньше был один с квалификацией фельдшера, который принимал решение, и врач на пункте приема личного состава (в воинской части. — Прим. ред.).
Сейчас этот вопрос усилен, и мы фиксируем снижение количества жалоб. Так как мобилизованные граждане получают аргументированный ответ от медицинского специалиста. Плюс мужчины в военкомат приносят все документы о состоянии своего здоровья. Если у врачей есть какие-то сомнения, то они связываются с лечебными учреждениями и уточняют необходимую информацию. Плюс в составе призывной районной комиссии сейчас работают гражданские прокурорские работники. Они в любой момент могут оказать правовую помощь мобилизованным. В воинской части на пункте приема личного состава работает военная прокуратура, которая контролирует весь процесс.
Сейчас проходят обследование около 35 человек. По информации военных врачей, пять человек признаны негодными к военной службе. Сдали анализы, жаловались на одно, получилось — другое.
— Все ли отцы троих детей до 16 лет вернулись домой?
— Процедура близка к завершению. К слову, пятеро мобилизованных отцов из 70, несмотря на то, что имеют право на отсрочку, решили остаться на службе.
— Произошла ли отправка самарских мобилизованных в зону СВО?
— Отправок пока не было. Процесс все-таки требует некоторого времени. Не будет так, чтобы вот сказали в 5 утра об отправке, и уже через час все уехали. Это надо собраться, подготовиться.
Сейчас происходит перемещение граждан, которые были призваны в сентябре, на новые места размещения. По закону о мобилизации разрешается размещать военнослужащих на гражданских объектах. В них оборудованы места для отдыха, приема пищи и так далее.
У тех, кто переместился на гражданские объекты, будет совершенствование подготовки, а у тех, кто пришел им на смену, наоборот, будет интенсивная подготовка.
— Правда ли, что в Самарской области закончился резерв мест для мобилизованных, и теперь самарских мобилизованных отправляют в другие области?
— Неправда. Часть призванных по мобилизации отправлены в Оренбургскую область. Но это не связано с тем, что в Самарской области не хватает мест размещения. Просто воинские части формируются не только в Самарской области, но и в других регионах России. Или когда нужно снять нагрузку с региона, где комплектуются несколько воинских частей, мобилизованных отправляют в другие субъекты. И в Самарскую область также поступило определенное количество граждан из других субъектов.
— Как военкоматы работают с полицией?
— Мы привлекаем полицейских для охраны правопорядка на пунктах предварительного сбора граждан, экипажи ГИБДД для сопровождения в воинскую часть, также полиция работает при передаче мобилизованных в воинскую часть. Также можем привлекать полицейских для сопровождения сотрудников, которые разносят повестки. Например, если известно, что по адресу, куда надо доставить повестку, неблагополучная ситуация.
Других заданий мы полицейским дать не можем.
Военкоматы могут вместе с ГИБДД проводить межведомственные рейды, как, например, это происходит в связке со службой судебных приставов.
— Как вы можете охарактеризовать количество уклонистов в Самарской области?
— Давайте для начала проясним, кто такие уклонисты. Это те, кто получил повестку, расписался и не прибыл на отправку без уважительной причины. Сейчас таких у нас около 10 человек по Самарской области. Материалы мы готовим (а на кого-то уже передали) для передачи в Следственный комитет для возбуждения дела об административном правонарушении.
По остальным есть определенное количество, цифры я бы не хотел называть, мы ведем работу. Они не явились в указанное время, но по ним информацию проверяем, выясняем, почему именно человек не пришел. Если есть уважительные причины, мы делаем отметку, ждем человека с документами, подтверждающими уважительную причину его неприхода. И готовим его на следующую отправку, если есть необходимость.
— А кто должен искать уклонистов?
— Это наша работа. Мы действуем обычными методами. Позвонили человеку: «Где вы?» — он отвечает: «Я заболел». Всё понятно, ждем его с подтверждающими документами. Также для поиска можем обратиться к работодателю, к управляющей компании и так далее. Можем прийти по месту прописки или жительства.
Если мы передали материалы на уклониста следователям, то они могут инициировать розыск силами полиции.
— За время частичной мобилизации удалось ли существенно обновить базу данных самарских военкоматов по личным делам каждого военнообязанного в Самарской области?
— Да. Граждане приходят уже с документами, которые позволяют нам актуализировать информацию. Мы пополняем нашу автоматизированную систему. Работаем с порталом «Госуслуг» по приему заявлений от добровольцев. Более 1500 заявлений мы отработали, около 350 граждан физически явились по этим заявлениям.
Процесс цифровизации данных воинского учета не стоит на месте. Мы надеемся, что в течение 2023 года начнет работать взаимообмен базами данных по специальному защищенному каналу. И мы сможем в автоматическом режиме получать информацию об изменениях в жизни военнообязанных граждан. Например, человек женился, или у него родился ребенок, уведомление об этом мы получим своевременно.
— Как вы оцениваете нагрузку на работников военкоматов? Как они вообще себя чувствуют сейчас?
— Нагрузка большая. С работниками военкоматов у граждан связано немало отрицательных эмоций. Мы призываем мужчин на службу в армию. А сейчас мы первые, кто приходит с печальными известиями о том, что гражданин призван в рамках частичной мобилизации. Жалобы от родственников, самих мобилизованных — морально это очень тяжело.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.