Пятница, 21 июня, ознаменовалась громким задержанием. В своем рабочем кабинете задержали врио министра транспорта Самарской области Ивана Пивкина. Это один из настоящих долгожителей регионального правительства. 63.RU предлагает вспомнить биографию главы ведомства.
Птенец из мордовского гнезда
По данным из открытых источников известно, что Иван Пивкин родился 12 мая 1967 года в селе Пермиси в Мордовии. С этим регионом связана большая часть его жизни. Он окончил Мордовский государственный университет по специальности «Промышленная электроника». Позже он учился в Российской академии государственной службы при президенте РФ (1996 год) и Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ России (2003 год).
Свою трудовую деятельность Иван Пивкин начал в Государственном комитете Мордовской АССР по экономике. Затем он перешел в дирекцию по реализации Федеральной программы экономического и социального развития Мордовии. После — возглавил ООО «Саранскдорстрой», с 2004 по 2008 год был заместителем начальника госучреждения «Упрдор "ВОЛГА"», а с 2008 года занимал руководящий пост в республиканском Управлении автомобильных дорог Мордовии.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Саранскдорстрой» функционировало с января 2002 года до ноября 2023 года. Основной профиль деятельности компании — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Со временем фирма сменила название на «Строительная компания "Трансмагистраль"». Предположительно, ее конечными владельцами являлись экс-министр строительства Самарской области Алексей Гришин, бизнесмен Олег Колотилов и Владимир Парваткин. С 2018 по 2023 год «СК "Трансмагистраль"» проходила процедуру банкротства. На эти пять лет ее возглавил в статусе конкурсного управляющего Павел Фоминов.
Среди компаний, связанных с Иванов Пивкиным, также есть мордовская республиканская общественная организация «Общество охотников и рыболовов "Пермисское"». Она функционировала с 2008 по 2012 год. А мордовский чиновник был одним из ее учредителей. Вместе с ним в долю входили Анатолий Тумайкин, Алексей Ромашкин и Виталий Иванов.
Судя по всему, именно в эти годы Иван Пивкин и стал частью «клана Меркушкина». Так называют неформальное объединение родственников и соратников Николая Меркушкина, которые в период с 1995 по 2012 год по сути управляли республикой. Среди известных участников этого «союза» — сам Николай Меркушкин, его сын Алексей, бывший глава Минстроя региона Алексей Гришин и Иван Пивкин. Также людей, близких к экс-главе региона, называли «командой созидания».
По данным «Контур.Фокуса», государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог республики Мордовия» начало свою работу в 2008 году. Его первым руководителем на протяжении почти 4 лет был Иван Пивкин.
В 2012 году губернатор Самарской области Владимир Артяков ушел в отставку, а его пост, сначала с приставкой врио, а затем на постоянной основе, занял Николай Меркушкин. Вместе с ним в регион приехали и несколько представителей его «клана». Так, пост главы Минстроя отошел Алексею Гришину, а должность министра транспорта досталась Ивану Пивкину.
Просозидавшийся
Ивана Пивкина заслуженно считают одним из долгожителей кабинета министров Самарской области. Он продержался на этом посту ровно 12 лет. За эти годы ему удалось пережить две смены губернаторов. Сначала в отставку (дважды) ушел его «патрон» Николай Меркушкин, а затем и Дмитрий Азаров. При разных руководителях Иван Пивкин умудрялся сохранить свой пост. По продолжительности нахождения в должности министра с ним может посоревноваться разве что Ирина Никишкина, которая курирует вопросы в сфере труда, занятости и миграционной политики.
В Самарскую область Иван Пивкин попал в непростые времена. Ему нужно было решать свою долю вопросов, связанных с подготовкой региона к матчам чемпионата мира по футболу 2018 года. Одним из главных проектов, который реализовали в то время, стала реконструкция Московского шоссе. Также в рамках обновления Самары перед мундиалем Минтранс приводил в порядок улицу Демократическую.
Правда, результаты этих масштабных работ вызывают недоумение у местных жителей до сих пор. Практически сразу после реконструкции на Московском шоссе начали появляться колеи. Несколько лет Минтранс судился с подрядчиками, чтобы выяснить, кто же виноват в этом. Дошло до того, что чиновники начали готовить проект очередной переделки дороги.
Да и на состояние Демократической самарские водители жаловались неоднократно. Основной претензией были также колеи. И именно они, как считают специалисты, стали одной из причин смертельного ДТП на этой улице. В ноябре 2021 года водитель Land Rover на высокой скорости врезался в столб. В аварии погибли два человека.
После этого к Минтрансу возникли вопросы. Депутат Госдумы Александр Хинштейн попросил прокуратуру проверить работу ведомства.
Еще именно в бытность Ивана Пивкина министром транспорта в Самаре задумались о продлении улиц Авроры и XXII Партсъезда; реанимировали (и начали реализовывать) проект строительства магистрали Центральной; построили мост через реку Сок; начали возводить мост через Волгу у Климовки. Также среди крупных объектов, реализуемых Минтрансом, есть обустройство Южной обводной дороги, Северного шоссе и строительство развязки у ДК «Современник».
Но одним из ключевых и самых масштабных проектов Минтранса стал Самарский (Фрунзенский) мост. Его первую очередь начали строить еще в 2015 году и сдали в конце 2019 года. Правда, несмотря на это, по нему несколько лет нельзя было ездить. При этом Минтранс пообещал построить и вторую, и даже третью очереди Фрунзенского моста.
А что с имуществом?
Иван Пивкин, как и все высокопоставленные чиновники, ежегодно отчитывался о своих доходах. Одну из последних деклараций о доходах он опубликовал в 2022 году.
Тогда, согласно опубликованным документам, годовой доход министра составил 4,5 миллиона рублей. У него в собственности было 5 земельных участков (или доли в них), а также две квартиры и хозяйственное помещение. В пользовании у Ивана Пивкина числились два жилых дома, один из которых тогда был еще не достроен; незавершенный гараж и квартира. И еще у главы Минтранса в собственности находился автомобиль Honda CR-V.
Годовой доход супруги министра составил 124,4 тысячи рублей. В пользовании у нее были две квартиры и один жилой дом.
Вопросы были, пост сохранял
Работа Ивана Пивкина на посту главы Министерства транспорта Самарской области вызывала немало вопросов. Кроме уже перечисленных выше проблем с Московским шоссе и Демократической, скандалы сопровождали практически каждый крупный объект. Причем споры и недоумения вызывали все этапы работ:
при подготовке к строительству магистрали Центральной у местных жителей изъяли гаражи и земельные участки;
аналогичная жалоба поступила от горожан и при подготовке к продлению улиц Авроры и XXII Партсъезда;
развязку на Ново-Садовой позиционировали как решение проблемы с пробками в этой части города, но пока заторы только стали больше;
на опорах Фрунзенского (Самарского) моста практически сразу после открытия заметили трещины;
строительство моста через Волгу у Климовки сопровождалось коррупционным скандалом. Ивана Пивкина даже приглашали в суд.
Дамоклов меч уголовного преследования навис над министром транспорта еще в 2021 году. Тогда появилась информация, что он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Но, судя по всему, следователям не удалось собрать достаточно доказательств.
Но с каждым годом силовики подбирались к главе Минтранса всё ближе и ближе. С разницей в несколько месяцев фигурантами уголовных дел стали его заместители. Сначала вопросы у силовиков возникли к бывшему подчиненному Ивана Пивкина Андрею Спиридонову. Он покинул Минтранс в 2022 году на фоне подозрений в халатности. Со временем количество эпизодов увеличилось.
Следующим стал еще один заместитель Ивана Пивкина. Весной 2024 года стало известно об интересе следователей к Александру Николаеву. Но он, в отличие от многих чиновников, оказавшихся в поле зрения силовиков, якобы написал явку с повинной. Это, как утверждает Александр Хинштейн, помогло замминистра оказаться под домашним арестом, а не в СИЗО.
Разнесли в пух и прах
Врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев за три недели своей работы на посту уже дважды устраивал разнос Минтрансу и его руководителю.
— У нас более 300 трамваев, и только 12 из них за последние годы были обновлены. Это ничто по сравнению с теми возможностями, которые у нас есть. А самое главное — с необходимостью обеспечить комфортным транспортом наших жителей. Я уже молчу про остальные виды транспорта: про троллейбусный парк, автобусный, про сеть маршруток и так далее. И это не только в Самаре! А в каждом городе есть такие вопросы, я получаю их. У меня есть большая подборка только по транспорту. Поэтому я вам делаю замечание. Оно вот такое — очень простое и прямое: недостаточно внимания вы лично уделяли как министр этому важному вопросу, — сказал врио главы региона.
По словам Федорищева, финансовые возможности для обновления общественного транспорта есть. Но многие из них правительство Самарской области не использовало, по разным причинам не участвуя в разных федеральных программах.
— Ситуация тревожная, надо исправлять. Я вам поручаю в кратчайшие сроки <…> подготовить программу, по которой мы бы начали обновлять парк нашего транспорта. В такую жару (а лето у нас жаркое) мы проехали с вами всего 15 минут — уже некомфортно. Что говорить о том, когда люди два раза в день пользуются транспортом, через весь город едут? Собирайтесь с силами, мобилизуйте весь свой личный ресурс, коллектив и представляйте программу развития, — сказал врио губернатора.
В итоге Федорищев дал Пивкину неделю на подготовку программы развития общественного транспорта. Итоговый доклад, который врио главы Минтранса представил на заседании правительства, и. о. губернатора не принял. А через неделю глава региона объявил Пивкину выговор из-за недоделок на Климовском мосту.
Врио министра транспорта Самарской области Ивана Пивкина задержали 21 июня. Мы следим за развитием событий онлайн.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.