Северное шоссе — один из самых ожидаемых транспортных проектов в регионе. Оно должно стать дорогой жизни для жителей двух новых микрорайонов — Крутые Ключи и Кошелев-парк — и Волжского района. 63.RU выяснил в Минтрансе, где проложат магистраль. Показываем схему строительства дороги в шести картинках.
Соединили два микрорайона
Крутые Ключи начали возводить на окраине Самары больше 10 лет назад. За эти годы микрорайон существенно разросся. Началось строительство домов и за пределами города — в Волжском районе. Расположенный там микрорайон получил название Кошелев-парк.
Строительством микрорайонов занимается корпорация «Кошелев». Владеет и руководит ей Владимир Кошелев, который, помимо бизнеса, занимается депутатской деятельностью — входит в состав Госдумы.
Сейчас в Крутых Ключах и Кошелев-парке проживают десятки, если не сотни, тысяч человек. И наличие проезжих частей как в самих микрорайонах, так и между ними стало жизненной необходимостью, в том числе для запуска общественного транспорта, на нехватку которого довольно часто жалуются жители.
Северное шоссе пройдет по территории Красноглинского района Самары и Волжского района региона. Проект планировки территории утвердили еще в 2018 году. Он предусматривает 6 этапов строительства дороги. Первый уже готов. Проезжую часть сделали от улицы Мира в Крутых Ключах и дальше по территории Кошелев-парка до выезда в районе улицы Аннетты Басс. Посмотрите схему.
Стройка дороги обернулась судебными тяжбами. Дело в том, что застройщик микрорайона проложил проезжую часть за свой счет ввиду «острой необходимости обеспечить транспортную доступность жилой застройки в Волжском районе». При этом компания рассчитывала, что Минтранс компенсирует ее расходы. Но этого не произошло. Суд также встал на сторону чиновников. Застройщик продолжает содержать дорогу и платить налог на имущество.
Еще один выезд на Московское шоссе
Второй этап дороги должен пройти параллельно улице Мира. По схеме, которую Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области предоставило 63.RU, этот отрезок соединит Московского шоссе и Крутые Ключи. Он будет начинаться около Красного Пахаря и заканчиваться на улице Путевской. Также предполагается организация заезда на бульвар Финютина.
Не обошлось без корректировок. Дорогу подвинули ради строительства новой школы. Посмотрите актуальную схему.
В Минтрансе заявили, что работы по второму этапу строительства Северного шоссе не ведут. И сроки начала работ чиновники не обозначили.
Тоннель и мост на Московском шоссе
О третьем этапе Северного шоссе долгое время не было никакой информации. И теперь стало понятно почему. Это будут масштабные проекты, на которые нужно будет найти много денег. К тому же стройка очевидно существенно повлияет на организацию выезда из города.
Дорогу проложат от Красного Пахаря до развязки около ТЦ «Мега». На Московском шоссе должны построить мостовой переход и тоннель под дорогой. Посмотрите карту.
Правда, пока Минтранс даже не приступил к разработке проекта. А стройка будет возможна только при его наличии.
Соединят с магистралью Центральной
Четвертый этап Северного шоссе — самый длинный участок. Минтранс планирует проложить дорогу вдоль дачного массива Орлов Овраг (от границы, ближайшей к улице Константина Грота в Стройкерамике) и вывести ее к будущей магистрали Центральной (для ориентира — примерно в районе улиц Брусничной и Высоковольтной в Зубчаниновке). Причем на пересечении сделают развязку. Посмотрите, как она будет выглядеть.
Магистраль Центральная — один из самых масштабных транспортных проектов Самарской области. Впервые местные власти заговорили о ее строительстве еще в 1965 году. Тогда в генплане города появились первые наброски будущей дороги. Больше полувека мечта о магистрали от Ракитовского шоссе до Крымской площади (площади Урицкого. — Прим. ред.) кочевала из одного документа в другой. 63.RU подготовил краткий экскурс в историю многострадального проекта. Первый участок магистрали должен соединить Ракитовское шоссе с обводной дорогой Самары. В районе станции Дачной планировался путепровод тоннельного типа. Второй же предусматривал реконструкцию проспекта Карла Маркса на участке от Ракитовского шоссе до проспекта Кирова. При этом региональные власти не исключали и продления дороги. Сначала — до улицы Авроры, а затем и до улицы Урицкого. Известно, что дорогу хотели сделать шестиполосной. Еще недавно начать строить Центральную власти собирались в 2022 году, однако роки перенесли.
Однако ждать дорогу, вероятно, придется долго. Во-первых, строительство магистрали Центральной хотят отложить, и довольно надолго. Во-вторых, Минтранс пока не планирует заниматься разработкой проекта четвертого этапа Северного шоссе.
«Нырнет» под железную дорогу
Пятый этап Северного шоссе предусматривает строительство дороги от территории Крутых Ключей до леса в районе улиц Кубанской и Петра Монастырского в поселке Стройкерамика, развязки и тоннеля под железной дорогой. Вот схема.
Сейчас идет процесс подготовки. Под стройку попали дачные участки. Их должны изъять у владельцев до конца года. Хозяевам земель предоставят компенсацию.
— Будет изъято 60 участков. 12 из них находятся в частной собственности, остальные — в государственной и муниципальной. Объект будет размещен на площади 121 952 квадратных метра. Под временное пользование (на период строительства) и для подведения сетей водоснабжения и канализации необходимо еще 44 800 квадратных метров земли. Их власти получат в пользование после заключения договора сервитута, — указывал Минтранс в проекте планировки территории.
Договор об установлении частного сервитута — это соглашение, которое заключается для использования чужой земли в определенных целях. Такой документ может учитывать использование как всего участка, так и его определенной части. Договор может быть заключен и в отношении объектов общего пользования.
Участки, которые изымут для строительства пятой очереди Северного шоссе, расположены в Красноглинском районе Самары — преимущественно на территории садово-дачных товариществ «Железнодорожник» и «Ягодное». Некоторые объекты расположены недалеко от станции Козелковская и села Красный Пахарь.
Проект пятого этапа Северного шоссе готов. Подробности сообщил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин. По его словам, протяженность самой дороги составит 1066 метров. Участок в 736 метров будет четырехполосным. Ширина проезжей части составит 15 метров. На остальном участке дороги оборудуют только две полосы. Автомобилисты смогут передвигаться по проезжей части со скоростью до 70 км/ч.
— Директивная продолжительность строительства — 48 месяцев. По проекту вместе с проезжей частью запланировано строительство путепровода тоннельного типа на пересечении с железнодорожными путями, устройство тротуаров, велодорожек, линии наружного освещения, — сообщали 63.RU в Минтрансе.
Вероятно, в перспективе по построенному путепроводу смогут пустить общественный транспорт. А железнодорожный переезд для автомобилистов будет закрыт.
Соединят улицу Мира и новую развязку у «Меги»
Шестой этап Северного шоссе хоть и значится последним, но ясности по нему больше, чем по остальным. Он предусматривает строительство дороги в Крутых Ключах — от бульвара Финютина до развязки у «Меги». Посмотрите схему.
Проект дороги готов. Да и подрядчик строительства выбран. Контракт заключен с АО «Балтийская строительная компания-СПБ» («БСК-СПБ») за 115 миллионов рублей.
В системе «Контур.Фокус» данных о нынешних учредителях «БСК-СПБ» нет. Известно только, что держателем реестра акционеров является АО «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.», зарегистрированная в Москве. Связи АО уходят к столичной компании «Реестр» (она является держателем реестра акционеров). Она занимается реестром владельцев ценных бумаг. К слову, ранее учредителем «БСК-СПБ» была самарская строительная компания «Волгатрансстрой». Эта фирма принадлежит известному самарскому бизнесмену Вячеславу Сонину и получает множество подрядов от властей Самарской области. Это проектирование и строительство нового Дворца спорта, проектирование нового речного вокзала. Подряды на строительство метро тоже достаются «Волгатрансстрою». Компания занимается «Алабинской».
До конца декабря 2022 года (ранее срок был до 1 сентября 2022-го) подрядчику предстоит проложить дорогу длиной в 0,4 километра. Ширина участка — 15 метров. Кроме строительства самой дороги «БСК-СПБ» нужно будет снять верхний слой растительности, укрепить обочины, оборудовать колодцы и водоотводные люки. Предполагается, что на эти работы подрядчик должен дать гарантию в 15 лет.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.