Техосмотр автомобиля можно сравнить с диспансеризацией в больнице. Вместо врачей — операторы и эксперты, а итогом становится диагностическая карта. Как часто нужно проходить ТО, а кого из водителей освободили от этой обязанности, ответили представители ГАИ Самарской области.
- Как часто нужно проходить техосмотр?
- Кто проводит техосмотр?
- Сколько стоит техосмотр?
- Что проверяют во время ТО?
- Зачем нужна диагностическая карта?
- Водителей могут наказать за непройденный техосмотр?
Как часто нужно проходить техосмотр?
Всё зависит от типа автомобиля, года выпуска и его предназначения. Так, например, владельцы легковых авто в первые 4 года могут не проходить ТО. После этого в течение 6 лет — каждые 2 года. После 10 лет использования эту процедуру нужно проводить каждый год. Вместе с тем, если водитель считает, что это необходимо, процедуру можно проводить хоть каждый месяц. Дело в том, что ТО — это услуга, которую оказывают не государственные структуры, а частные конторы.
Однако владельцы такси в первые 5 лет с момента выпуска автомобиля должны отправляться на станцию техосмотра каждый год. Затем этот срок сокращается до полугода. С такой же периодичностью техосмотр нужно проходить водителям машин, которые перевозят опасные грузы.
Кто проводит техосмотр?
С 2012 года эту сферу курируют представители Российского союза автостраховщиков (РСА). Они обучают, тестируют и выдают лицензии операторам и экспертам, которые проводят ТО. В эту же организацию водители могут жаловаться на некачественный ТО.
Причем техосмотр могут проводить как частные компании, так и ИП. В Самарской области разрешения от РСА получили 122 оператора. С их списком можно ознакомиться на сайте организации.
Сколько стоит техосмотр?
В 2011 году власти Самарской области утвердили максимальные тарифы на проведение ТО. Так, меньше всего предстоит заплатить владельцам мопедов и мотоциклов — 130 рублей. Для легковых автомобилей техосмотр стоит 400 рублей. Чуть дороже обойдётся проверка грузовиков массой до 3,5 тонны — 430 рублей. Больше всего стоит техосмотр автобусов (от 720 до 860 рублей) и большегрузов с массой больше 12 тонн — 900 рублей.
Все транспортные средства делятся на основные категории:
L — мототранспортные средства. В эту категорию входят мопеды, мотоциклы, мотороллеры, трициклы и квадроциклы;
M — пассажирские транспортные средства: M1 — автомобили, в которых есть до 8 мест для пассажиров, M2 — автобусы, троллейбусы массой до 5 тонн, M3 — пассажирские транспортные средства массой больше 5 тонн;
N1 — грузовики массой до 3,5 тонны; N2 — грузовики массой от 3,5 до 12 тонн; N3 — грузовики массой больше 12 тонн;
O1 и O2 — прицепы с массой до 0,75 тонны и от 0,75 до 3,5 тонны соответственно; O3 и O4 — прицепы массой от 3,5 до 10 тонн и больше 10 тонн соответственно.
Что проверяют во время ТО?
Операторы должны проверить тормоза, руль, фары, двигатель, шины и колёса и даже стеклоочистители! Всего у специалистов на СТО есть 81 параметр, которым должен соответствовать автомобиль. Если хотя бы по одному из них машина не проходит, его признают неисправным. Водителю необходимо будет устранить неисправность и повторно пройти ТО.
Зачем нужна диагностическая карта?
Без этого документа, который выдают после прохождения техосмотра, нельзя получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Наличие диагностической карты могут проверить и инспекторы ГИБДД, и сами автомобилисты. Эти данные находятся в открытом доступе в единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО). В нём можно проверить как сам автомобиль (по регистрационным знакам или VIN), так и диагностическую карту по серийному номеру.
Водителей могут наказать за непройденный техосмотр?
Да. Это касается водителей такси, автобусов и транспортных средств, которые перевозят опасные грузы.
А вот если водитель подделывает диагностическую карту, его ожидает уголовная ответственность.