Практически с самого старта программа комплексного развития территорий (КРТ) вызывала у жителей Самары вопросы и сомнения. Когда дело дошло до практики, лучше не стало. Так, в программу попал большой квартал в Промышленном районе. И люди, которым придется продать свое жилье застройщику, уверены, что их права нарушили. А причина в том, что их дом, как выразились сами граждане, «висит в воздухе». Мы встретились с инициативными расселенцами и узнали их историю.
Никому не был нужен, пока не пришли тюменцы
Еще летом 2023 года чиновники заявили о планах освоить три квартала общей площадью больше 16 гектаров в непосредственной близости от ТЦ «Вива Лэнд». Самый большой участок находится в границах улиц Вольской, Свободы, Краснодонской и проспекта Кирова. Его площадь составляет 7,69 гектара.
Суть КРТ в том, что чиновники выбирают территории со старыми ветхими домишками и выставляют их на торги. Компания, которая выигрывает аукцион, должна расселить квартал и снести старое жилье. Взамен фирма получает возможность застроить территорию новыми домами. Как объясняли власти, комплексное развитие нужно, чтобы спасти Самару от точечной застройки.
Вторая площадка занимает 7,14 гектара. Она располагается в границах улиц Свободы, Победы, Краснодонской и проспекта Кирова. И последняя площадка занимает всего 2,09 га. И она находится в границах переулка Юрия Павлова и улиц Свободы и Краснодонской.
Долгое время желающих получить договор не находилось. Однако в апреле 2024 года мэрия опубликовала документ следующего содержания:
— В рамках реализации комплексного развития территории Самары глава города заключила договор от 25 апреля 2024 года с ООО «Технический заказчик "ПАРИТЕТ"».
Компания получила все три участка. На реализацию КРТ фирме дали 7 лет.
ООО «Технический заказчик „ПАРИТЕТ“» зарегистрировано в 2011 году в Тюмени. 45% компании принадлежат Сергею Витальевичу Медведеву, которому также принадлежит доля в ООО «Винзилинский Завод Керамических Стеновых Материалов», 40% — Павлу Галкину, 15% — Денису Жалнину. Эти же бизнесмены являются совладельцами еще 10 тюменских строительных компаний.
«Я жила здесь и работала на „Прогрессе“ всю жизнь»
Под КРТ попал квартал, каких по Самаре разбросано множество. Территория застроена двухэтажными домами в середине прошлого века. Жилье здесь давали заводчанам: работягам завода «Гидроавтоматика», ГПЗ №9 и РКЦ «Прогресс». Разумеется, сейчас большинство местного населения составляют пенсионеры. Некоторые жили в этом районе поколениями, некоторые сами отдали полжизни работе на предприятиях, давших кров.
— Мне 70 лет. Я жила здесь и работала на заводе «Прогресс» всю жизнь. Я такого, что началось, вообще никогда не видела, — говорит местная жительница Ольга Ильинична.
Обычно такие домики в наши дни уже разваливаются, и жить в них не очень комфортно. Но не в нашем случае. Жильцы настаивают, что их дома аварийными не признаны и не являются по факту. Например, дом №19 по улице Краснодонской капитально ремонтировали в 2024 году. Здесь целиком обновили фасад.
И вот десяткам людей сообщили, что придется покидать насиженные места. Обрадовать такая новость не могла. Да и суммы, за которые застройщик рассчитывает выкупать жилье, их не устраивают.
— В законодательстве предусмотрена выгода для собственников. Это пункт 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, чтобы собственникам было выгодно уезжать с этого места, — рассуждает председатель дома №19 Светлана Степанова.
Согласно указанной статье ЖК РФ, при изъятии жилого помещения собственники получают денежную компенсацию, в которую входят деньги за саму квартиру, посчитанные, исходя из метража, стоимость земли под домом, компенсация за непроведенный капитальный ремонт, а также за затраты на переезд и поиск нового жилья.
По словам расселенцев, видевших документы по КРТ, на освобождение района от старых построек компании дали четыре с половиной года от момента заключения договора. Но противоречия между застройщиком и гражданами возникли уже на начальном этапе. Люди уверены, что стоимость выкупаемых квартир им занизили.
Куда дели два миллиона?
В качестве примера нам показали размер компенсации, предложенной за одну из квартир в доме №33 по Краснодонской. Саму квартиру площадью 60,1 кв.м оценили в 4 735 870 рублей. Это выходит примерно 78 800 рублей за один квадратный метр. Конечная же сумма (со всеми надбавками) составила 5 миллионов 560 тысяч рублей.
При этом юридически подкованные собственники указывают на приказ федерального Минстроя от 18 июня 2024 года «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2024 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2024 года».
Этот документ гласит, что в Самарской области стоимость одного кв.м жилья составляет 111 259 тысяч рублей. Таким образом, за квартиру в 60,1 кв.м полагается 6 миллионов 686 тысяч рублей. Редакция 63.RU направила в ООО «ПАРИТЕТ» официальный запрос с просьбой прокомментировать, каким образом высчитывали компенсацию. На момент публикации ответ не поступил.
— В расчет включили расходы на переезд и независимых риелторов — примерно 30 тысяч рублей. Хотя услуги риелторов сейчас на рынке стоят 100-150 тысяч рублей, — добавила местная жительница Маргарита Александровна.
Старые знакомые
В Самаре интересы тюменской фирмы представляют некие Сергей Ермаков и Ольга Путилина. Фотография доверенности, на основании которой действуют эти люди, есть в распоряжении редакции.
При этом про бизнес-леди по имени Ольга Путилина редакция 63.RU уже писала несколько лет назад, в 2011 году. Тогда в областном управлении ФСБ сообщили о возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении жительницы Самары Ольги Путилиной по факту незаконного обращения в собственность земельного участка.
По информации из открытых источников, дело было в незаконной приватизации участков, в том числе земель лесного фонда, право собственности на которые закреплено за государством. Просьбу прокомментировать этот факт тюменская компания также оставила без ответа.
Выиграть один суд, чтобы потом… снова идти в суд
Но главная проблема расселенцев заключается в том, что они не могут получить компенсацию за изымаемую землю. Потому что по документам у них вообще нет земли.
— В свое время администрация не провела межевание нашей территории. Мы с 2021 года обращались. 8 домов в нашем районе вообще не имеют кадастрового участка с присвоенным номером. То есть, наш дом висит в воздухе и ножками болтает. Мы и у депутата Матвеева по этому поводу были, и у омбудсмена. Прокуратура вносила представление о том, что наши права действительно нарушены, — говорит местная жительница Ирина Владимировна.
Оценке своего жилья собственники собираются оспаривать в суде. Но сейчас им не с чем идти в суд.
— При постановке земельного участка на кадастровый учет собственники многоквартирного дома автоматически становятся собственниками земельного участка, относящегося к дому. Но поскольку весь этот квадрат наш не размежеван, нет кадастрового номера, то мы не можем отстаивать свои права — у нас нет документа, подтверждающего право на собственность, — рассказывает Светлана Степанова.
Таким образом, чтобы судиться с застройщиком, людям надо сначала выиграть суд против мэрии, чтобы власти провели межевание и присвоили территории кадастровый номер. Иск граждан к администрации рассматривает Ленинский районный суд.
Редакция 63.RU направила официальный запрос в мэрию Самары с просьбой прокомментировать ситуацию с межеванием участка. Но на момент публикации ответ не поступил.
«Мы будем отстаивать свои права»
Несмотря на все бюрократические препятствия, настроены жители по-боевому. Вот какое послание они передают:
— Мы — жители трудовой Безымянки. Все, что построено на этой территории, построили в трудное, голодное послевоенное время наши бабушки и дедушки, мамы и папы. И мы, их дети, будем отстаивать свои права. Это наши дома и наша память, наша история и наш долг.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.