Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова прокомментировала ход голосования на выборах депутатов в Государственную и Губернскую Думы.
— Впервые на базе нашего аппарата начал работать Центр общественного наблюдения. Желающие могут отсюда в режиме онлайн следить за происходящим на избирательных участках. Также у нас работает горячая линия. Жалоб к нам не поступало. Было много вопросов о том, где можно проголосовать, и о том, как организовано голосование в COVID-госпиталях. По работе избирательных участков в красных зонах есть много споров, возражений относительно порядка организации голосования. Связаны они с тем, кто может быть наблюдателем на них. Эти функции возложили на сотрудников больниц, которые работают в красных зонах. Возникает вопрос: «А может ли туда прийти наблюдатель извне?» Мы считаем, что если мы доверяем сотрудникам больниц жизни граждан, то можем доверить им и избирательные бюллетени. К тому же, нужно понимать, что и сами бюллетени, и урны должны пройти дезинфекцию, прежде чем их передадут в избирком. Но мешать гражданам, которые из-за состояния здоровья оказались в больнице и хотят проголосовать, мы не можем, — объяснила Ольга Гальцова.
Ответственный секретарь совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов объяснил, в чём сложность организации голосования в красной зоне. Дело в том, что «отдельные граждане хотят проконтролировать» этот процесс. Однако в инфекционные стационары не допускаются лица, которые не относятся к обеспечению работы ковид-госпиталя. Об этом напомнила руководитель управления Роспотребнадзора по Самарской области Светлана Архипова, опираясь на официальный регламент.
— Избирком готов, но есть протоколы медицинские, которые запрещают это делать. Там есть член комиссии, там есть наблюдатели из числа медперсонала, которые имеют право туда зайти. Пытаемся найти формулу на будущее, — сказал Александр Точенов.
Прокомментировали тему и в региональном Минздраве:
— Жители Самарской области, находящиеся на лечении с новой коронавирусной инфекцией, не должны быть лишены права отдать свой голос. Каждый пациент мог обратиться с просьбой к главному врачу лечебного учреждения. Все заявки передали в облизбирком. В 14 инфекционных госпиталях организовано голосование пациентов, в том числе в рамках работы временных избирательных участков и представителей избирательных комиссий в соответствии с действующим законодательством. Созданы условия для голосования по всем действующим рекомендациям Роспотребнадзора. В выборах приняли участие более 1000 пациентов инфекционных госпиталей.
Как организовано голосование в COVID-госпитале рассказал главврач больницы Середавина Сергей Пушкин:
— Мы получили 42 заявления от пациентов, которые находятся в красной зоне. 17 сентября проголосовали 33 человека, 18 сентября — 9 человек. Сотрудники больницы имени Середавина, являющиеся членами УИК № 2 686, обошли пациентов с переносными ящиками. После того, как больные проголосовали, переносной ящик обработали дезинфицирующими средствами. Далее содержимое перенесли в сейф-пакет и поместили в шлюз, где обеззараживали ультрафиолетом в течение 20 минут. На это время шлюз был перекрыт с 2-х сторон сотрудниками УИК для обеспечения сохранности документов. После обработки сейф-пакет опечатали и доставили в помещение избирательного участка.
Всего в Самарской области работают более 1 800 избирательных участков. Голосование растянули на три дня из-за пандемии коронавируса, чтобы избежать скопления людей на избирательных участках. Началось оно 17 сентября. Завершится в 20:00 19 сентября.
Явка на 12:00 19 сентября составила 32,78 %. Это 790 875 человек.
— В Самаре проголосовали 212 095 человек (23,03 %), в Тольятти — 137 114 человек (более 25 %). Самая высокая явка также в Челно-Вершинском районе (78 %), самая низкая — в Советском районе Самары — 19,22 %. Но проголосовавших избирателей в Советском районе Самары, по факту, больше, — добавил председатель регионального избиркома Вадим Михеев.
Без нарушений не обошлось. Например, в поселке Петра Дубрава член УИК проголосовала за мужа и сына — ее отстранили от работы. Был еще один странный случай в Борском районе.
Мы вели онлайн-репортаж о последнем дне выборов. Фото, видео и вся информация — в одном материале.