Присоединение Крыма к России внесло значительные коррективы в политическую обстановку в стране, в том числе и в регионах. Самарские политики задействуют все силы, чтобы наладить сотрудничество с новой территорией и получить от этого максимум выгоды. Тем временем в регионе также назревают значительные политические перемены, связанные с реформой местного самоуправления. Какие в связи с этим произойдут изменения в общественно-политической сфере губернии? Какие выгоды сможет получить Самарская область, сотрудничая с Крымом? На эти и другие вопросы 63.ru ответил член Совета Федерации от Самарской области, экс-глава региона Константин Титов.
– Константин Алексеевич, в «Большой восьмерке» приостановили членство России. Делегацию страны могут лишить права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. НАТО грозит прекращением сотрудничества. Причина – присоединение Крыма. На ваш взгляд, чем нам это грозит? Как повлияет присоединение Крыма на положение России за рубежом?
– Это нам ничем не грозит, абсолютно. В «Большую восьмерку» нас включили из уважения к Борису Николаевичу Ельцину. Но на заседания, которые касаются серьезных финансовых или политических вопросов, нас не приглашали. Можно сказать, что делегация России была там совещательным членом. Кроме того, «Большая восьмерка» – это не международный орган, официально она никем не признана. У нее нет ни официальной позиции, ни официальной политической линии. Захотели – собрались, не захотели – не собрались. Поэтому для России исключение из «Большой восьмерки» не принесет никаких негативных результатов. Работа по налаживанию связей, совместной работе с западными государствами все равно продолжится. Это касается и других организаций. НАТО, например, тоже захотели разорвать с нами все отношения. Хотя побаиваются – по Афганистану они все-таки будут с нами работать.
Отказаться от наших энергетических позиций, в частности, углеводородов, у западных стран вряд ли получится. Рынок, конечно, немного сократится. Однако Украина попробовала это сделать, и пока ей все отказали. Опускать цену на нефть, допустим, а она является базой для производства цены на газ, никто не будет, потому что у самих американцев 100 долларов за баррель в бюджете прописано. Поэтому в этом плане риски тоже минимальны.
Я думаю, что в течение шести-восьми месяцев все позиции утрясутся, все встанет на свои места. Подождем выборов на Украине, кого там выберут и как выберут. Подождем Конституцию Украины. Вопрос еще не закрыт. Диалог идет между руководителями государства. Наш президент, Владимир Владимирович Путин общается и с Ангелой Меркель, и с Франсуа Олландом, и с Бараком Обамой. Общаются и министры иностранных дел. Запугать нас в сложившейся ситуации с Крымом и Украиной, в принципе, нечем. Тем более, мы должны понимать, что такие крупные государства, как Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина нас поддерживают.
– Как присоединение Крыма повлияет на ситуацию внутри страны?
– Лично я вижу в присоединении Крыма к России только плюсы. И их много. Это увеличение рублевого пространства и численности населения страны, стимуляция внутреннего рынка, что нам сегодня, кстати, крайне необходимо. Конечно, мы получаем и серьезную портовую зону: Севастополь и Кирчи, где будем расширять порт. Сегодня Крым ждут серьезные капиталовложения, в том числе и от российского бизнеса. Основной фронт работ – обеспечение водой и энергетическими мощностями, развитие туристической и медицинской инфраструктуры. Но Крым не станет для России обузой. На днях мы перераспределяли доходы для выделения субвенций субъектам РФ на строительство детских садов. Ни один из регионов не остался в обиде, все позиции сохранили. И Крым получил средства на ремонт и строительство детских садов. Негатива нет. Просто с присоединением новых территории российским властям придется энергичнее работать. Если сегодня мы сможем грамотно выстроить логистику к открытию курортного сезона, то Крым прибавит в доходах. Многие собираются туда поехать летом и насладиться всем тем, что предлагает эта очень знаменитая всесоюзная здравница.
– Известно, что от Самарской области в Крым уже ездили несколько делегаций бизнесменов. По вашим оценкам, что могут предложить самарские предприниматели Крыму? Что там будет востребовано в настоящее время?
– Наши бизнесмены могут предложить Крыму что угодно – от строительства дорог, инженерных коммуникаций до совершенствования и развития аэропорта. В Самарской области разносторонний, грамотно выстроенный, достаточно диверсифицированный бизнес. Спрос будет. Ведь сегодня Крым нуждается в строительстве дорог, обеспечении водой, развитии энергетических и туристических мощностей.
– Устремились в Крым и самарские политики, общественники. Чем может быть полезно для Самарской области, в частности, для представителей политической сферы, налаживание контактов, сотрудничества с властями новой территории России?
– В первую очередь, мы должны понимать, что Крым стал таким же субъектом РФ, как и все другие регионы страны. Поэтому контакты с властями этой территории для Самарской области очень важны и полезны. Во-первых, политики – полномочные представители, лоббисты бизнеса. Они оценивают ситуацию на данной территории, выясняют, что там больше всего нужно, могут что-то предложить – поставку комплектующих для возведения домов, материалов для строительства дорог, какой-то другой продукции. Во-вторых, Крым – это здравница. Для нас имеет смысл оздоравливать наших детей, работников различных компаний, в том числе за счет страховой медицины и профсоюзов.
– Еще один острый вопрос для России на данный момент – реформа местного самоуправления. На ваш взгляд, как отмена выборов мэров повлияет на структуру муниципальной власти?
– Я всегда говорил, что лидеры муниципальных образований должны избираться людьми, и сейчас остаюсь при этом же мнении. Другой вопрос, можно ли город-миллионник признать муниципалитетом. Ну, вот мэр Парижа избирается, например. Однако на сегодняшний день этот вопрос местное самоуправление должно решать само. Меня в предлагаемой реформе радует только одно, что районы получат соответствующие права и полномочия. Я имею ввиду городские районы – Самары, Тольятти. Это интересная позиция. Мы работали в системе, когда мэр выбирался. Сейчас многие города работают через сити-менеджеров. В мире существует и та, и другая практика. Для нас это будет новая схема управления. Как она покажет себя в практике? Посмотрим. Но с учетом переходного периода, с учетом достаточно напряженных финансовых ресурсов бюджета, связанных с кризисными явлениями и их последствиями, я думаю, может быть, эта реформа и оправдана.
Биография: Константин Алексеевич Титов является членом Совета Федерации с 2007 года. До этого на протяжении почти 15 лет он занимал пост губернатора Самарской области. Образование: Куйбышевский авиационный институт им.С.П.Королева (инженер-механик). Ученые степени: доктор экономических наук. Государственные награды: орден Дружбы (1994 год), медаль Жукова (1998 год), почетное звание «Заслуженный экономист РФ» (1998 год). Женат, имеет сына и двух внуков. Сын Алексей до конца 2013 года занимал должность председателя совета директоров «ОАО Коммерческого банка Солидарность».
– Как отреагируют жители Самарской области, в частности, Самары на реализацию такой реформы?
– В свое время жители Самары разделились 50 на 50 по вопросу выборов мэра. Еще с Георгием Лиманским мы выступали против предложения нанять сити-менеджера городу. Мы настаивали на том, что должны быть прямые выборы. Как сейчас обстоит ситуация, пока не ясно, и давать прогнозы довольно сложно. Показать позицию населения может только референдум. Соответствующий закон на местном уровне у нас есть. Референдум поможет узнать точку зрения жителей. Он будет еще более актуален, если регионам предложат выбирать из нескольких вариантов. Но этот вопрос может быть решен и местным законодательным собранием.
– В Самаре решили повысить эффективность районных администраций, наняв так называемых квартальных. Они будут отвечать за всю проблематику городских кварталов в комплексе: состояние жилого фонда, коммуникаций, благоустройство. Будет ли эффективным такой подход к решению хозяйственных проблем?
– Высокая централизация власти привела к тому, что многие территории остались без надзора и управления. Хорошо, что Самара пытается решить эту проблему собственными силами. Главное, чтобы людям это действительно пошло на пользу, чтобы условия их жизни улучшились. Жители могли бы обратиться со своими претензиями к определенному человеку и требовать от него ответы на свои вопросы, требовать решения проблем.
Вообще найти наиболее эффективный механизм решения таких хозяйственных проблем, как благоустройство, ЖКХ и т.д., довольно сложно. В первую очередь мы должны окончательно определиться с полномочиями городских властей и обеспечить их необходимыми ресурсами.
Фото: Фото с сайта Council.gov.ru