В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект, направленный против беспредела. На этот раз защитить решили журналистов. Так, за насилие над работником микрофона и диктофона злоумышленника предлагается лишать свободы на 10 лет.
В Самарской области такие прецеденты не редкость. Напомним лишь о части из них. Так, в феврале 2002 года в подъезде дома двое избили главного редактора «Эхо Москвы в Самаре» Сергея Лейбграда. В мае 2005 года такая же участь постигла и главу медиа-холдинга «Медиа-Самара» Дмитрия Сурьянинова. В сентябре 2010 года также около подъезда неизвестные напали на ведущего телепрограммы «Кстати» на телеканале «Губерния» Эрнеста Старателева. Злоумышленники нанесли ему 15 ножевых ранений.
Были в губернии нападения на работников СМИ, которые закончились еще более плачевно. Так, в октябре 2003 года заточкой убили редактора газеты «Тольяттинское обозрение» Алексея Сидорова. Тогда правоохранители рассматривали версию, что убийство произошло после случайной ссоры Алексея с прохожими. Однако сотрудники Сидорова были уверены, что преступление совершено на почве профессиональной деятельности журналиста. Спустя полтора года, в апреле 2002 года, около дома застрелили Валерия Иванова, который также занимал пост редактора газеты «Тольяттинское обозрение». Информацию о том, что дела за более чем десять лет раскрыты и убийцы найдены, найти не удалось.
Так вот инициаторы законопроекта предлагают добавить две части к существующей уже статье №144 Уголовного кодекса. Одна из них предполагает наказание за угрозы в отношении сотрудников СМИ или их близких и за насилие, не опасное для жизни или здоровья. За такое злодеяние предлагают облагать штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или лишать свободы на срок до пяти лет. Вторая часть будет наказывать за более злостные намерения в адрес журналиста – за насилие, опасного для жизни или здоровья. Здесь инициаторы законопроекта предлагают единственную меру наказания – лишение свободы на десять лет.
Как пишет «Российская газета», под журналистом документ предлагает понимать лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. То есть под защиту попадают не только штатные, но и внештатные авторы, даже стажеры. «Право на информацию следует трактовать как одно из основных прав человека, – пишет «РГ», ссылаясь на пояснительную записку к законопроекту. – Разностороннее информирование общества невозможно представить без деятельности независимых и свободных средств массовой информации, предоставляющих трибуну для различных точек зрения, в конкурентной борьбе которых и проявляется общественное мнение». Инициаторы законопроекта уверены в том, что деятельность работников средств массовой информации нуждается в особой защите, которую существующее законодательство, по их словам, предоставить не может.
Напомним, что сейчас статья №144 УК РФ под названием «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» содержит только две части. Первая поясняет степень ответственности за принуждение к распространению той или иной информации или же, наоборот, за отказ в распространении информации. Виновному в этом грозит штраф до 80 тысяч рублей. Вторая статья рассказывает о том, что грозит за такое же нарушение, но с использованием своего служебного положения. Такого злоумышленника ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или лишение свободы до двух лет. Депутаты Государственной Думы РФ ушли на каникулы. И рассмотрение этого законопроекта, скорее всего, будет отложено до осени.
Между тем сторонников такой инициативы среди экспертов 63.ru не нашлось. Так, депутат Самарской губернской думы, член комитета по законодательству, законности и правопорядку Сергей Ракитин уверен, что разделять людей по сфере их деятельности вовсе не стоит: «Выделение граждан по профессиональным признакам – это нарушение прав других людей. Я согласен, что профессия журналиста опасная и сложная, но таких специальностей много. И думаю, что отводить для каждой отдельные статьи в Уголовном кодексе все-таки не стоит. Да, журналисты сейчас нуждаются в дополнительных сферах защиты, но не с помощью Уголовного кодекса».
С народным избранником согласны и известные журналисты губернии. Так, блогерДмитрий Бегун убежден, что работник СМИ ничем не должен отличаться от других людей. «Я в этой сфере с 1999 года и считаю, что в ситуациях, когда бьют журналиста, порой виноват и он сам. Выделять журналистов как социальную группу не стоит. Тогда нужно ужесточить наказания и за нападение на чиновников, которые, например, приходят сносить незаконные ларьки, и их бьют. Ужесточить наказание за нападение на водителей, которых часто избивают на трассах. И таких примеров можно привести множество», – считает он.
А самарский журналистСергей Лейбград (на него злоумышленники нападали в 2002 году) в свою очередь придерживается такого мнения: «Эта мера была бы актуальной в 90-е годы, когда существовала независимая пресса. Сейчас же это звучит лицемерно. После того как были не расследованы многие громкие нападения и убийства на журналистов. Такие случаи были и в нашей области. Сразу вспоминается имя Политковской. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест в мире. Если бы преступники находились и создавались условия для независимой прессы, то тогда, возможно, стоило бы подумать об этом. Действующий закон считаю вполне нормальным, но он не работает».
Фото: Фото с сайта M.dezinfo.net