В начале июля в России стартовало общественное обсуждение единого школьного учебника по отечественной истории. Его концепция вызвала бурную дискуссию как среди историков, преподавателей и политологов, так и среди рядовых граждан. Главный вопрос – должен ли новый учебник содержать какую-либо идеологию или же просто отражать исторические факты? Мнения на сей счет разделились. Однако большинство экспертов сходятся в одном: избежать идеологической подоплеки в новом учебнике истории вряд ли удастся.
Идею разработки единого курса по истории России для средней школы глава государства Владимир Путин озвучил в апреле. Он поручил разработать его к 1 ноября 2013 года, предварительно обсудив концепцию с общественностью. Для проведения этой работы в Российском историческом обществе сформировали рабочую группу, которую возглавил председатель организации, спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин. Также в нее вошли министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, министр культуры страны Владимир Мединский, ученые-историки, представители педагогического сообщества и общественные деятели.
После нескольких месяцев обсуждений рабочая группа представила на суд общественности проект концепции единого учебника по отечественной истории. «Необходимость создания нового учебника по истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого», – говорится в проекте.
Согласно документу, опорным пунктом учебника должен стать тезис: «Мы – граждане великой страны с великим прошлым». Изложение материала должно формировать у школьников чувство патриотической гордости и позитивный настрой в восприятии отечественной истории, а также воспитывать в них гражданственность и межнациональную толерантность. Акцент предлагают сделать на роли личности в истории (как выдающихся, так и рядовых граждан), истории Отечественных войн 1812 и 1941-1945 годов, проблемах духовной и культурной жизни страны и истории религий, в первую очередь православия.
«В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания», – уточняется в документе.
Результатом изучения истории школьниками в соответствии с данной концепцией должно стать формирование гражданской общероссийской идентичности. То есть в каждом юном гражданине страны в идеале необходимо воспитать чувство патриотизма и сопричастности к отечественной истории. Предложенный рабочей группой проект вызвал бурные дискуссии как в научном сообществе, так и среди рядовых граждан. Незавуалированная идеологическая подоплека концепции возмутила некоторых политологов, которые сочли создание единого учебника по истории способом формирования нового поколения с «правильной» гражданской позицией.
«Сама установка создания единого учебника по истории России – чисто политическая. Красивая такая идея: растить детей на той мировоззренческой фактологической основе, которая нужна нынешней власти. Это очередное проявление политиканства в области учебной литературы. Миллионам людей нужна совсем другая установка», – считает политолог, заведующий кафедры социологии и политологии СамГУ Евгений Молевич.
При этом господин Молевич отмечает, что история – насквозь идеологична, она пронизана различными мифами. «Сколько историков – столько историй. У каждого из них свой взгляд на исторические события и своя интерпретация. Поэтому историю должны преподавать с учетом разнообразия подходов к оценке тех или иных фактов», – заявил политолог.
В свою очередь, историки настаивают на том, что отсутствие идеологии в учебниках по истории России лишит школу воспитательной функции, которую она должна выполнять. «За последние годы учебники по истории превратились в совокупность фактов, лишенных всякой интерпретации. История же является одним из важнейших моментов патриотического воспитания подрастающего поколения, поэтому базовая подготовка школьников должна строиться на идеологии. Более детально граждане смогут изучать историю в вузах», – считает доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ Алексей Власов.
Историк также отмечает, что идеология в данном случае – не навязывание определенной точки зрения на события прошлого, это совокупность ценностей, мотивов развития и нравственных ориентиров, которые необходимо воспитывать в школьниках. «ЕГЭ загнало преподавание гуманитарных наук, в первую очередь истории, в тупик. Нужно менять и учебник, и методы преподавания, и формат оценки знаний. Ребенка в первую очередь нужно научить анализировать исторические события», – заявил Алексей Власов.
Аналогичного мнения придерживаются и самарские историки. По словам заведующего кафедрой Российской истории СамГУ Петра Кабытова, отсутствие в учебнике идеологии уже можно будет расценивать как идеологию. «Вопрос в том, какая идеология должна быть в этом учебнике. Научное сообщество должно детально обсудить данный вопрос. Написать учебник – архисложное занятие. Это длительный процесс, – отмечает историк. – У нашей страны трагичная судьба. Учебник по истории должен помочь нам проанализировать историю и избежать смутных времен, ликвидировать пропасть между властью и обществом».
Фото: Фото с сайта Ruvr.ru