На прошедшей неделе в Самаре произошел очередной, вопиющий, на мой взгляд, случай. Информация о нем появилась в СМИ, что не удивительно: я бы, такого рода ситуации, выносила бы на всероссийский уровень проблем.
Речь идет об избиении девочки второклассницы из школы № 8. Трое мальчишек затолкали 8-летнюю девочку в сугроб и избили.
Через несколько дней угрозы дошли и до родителей девочки, мол, родители мальчиков изобьют и их, а над второклассницей продолжат издеваться. После этого у ребенка остались множество синяков, ушибы мягких тканей груди, живота. И, я думаю, не осталось никакого желания возвращаться в эту школу. Сколько детей получает травмы не только физические, но и психологические, которые в дальнейшем усложняют жизнь? Почему имидж и репутация школы важнее детской психики?
Пока мне очевидно только одно: школа придерживается тактики «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Более того конфликт раскрутили СМИ и соцсети. Получается, для того, чтобы были предприняты какие-то действия со стороны взрослых, нам необходимы избитые дети? Или чтобы кого-то подожгли из-за домашнего задания?
В норме человеческому обществу полагается эволюционировать, да и я всегда думала, что такого рода проблемы взяты на контроль потому, что они массовые! С завидной регулярностью мы сталкиваемся с ужасающими происшествиями в учебных заведениях — везде, где есть дети и подростки, которые находятся в таком возрасте, когда необходим чуткий контроль старшего и мудрого преподавателя.
Я вспоминаю фильм «Чучело», которому уже 40 лет, а также свои школьные годы, которые могу назвать самыми тяжелыми и неприятными в своей жизни. Получается, что ничего не меняется: школьная травля была, есть и, похоже, будет всегда.
Мне удивительно, что учителя остаются в стороне. В мое время, с 5 по 8–9 класс, надо мной издевались, обзывая обидными словами, прятали зачем-то мои вещи. Одноклассники собирались компанией по несколько человек, а я, стоявшая одна, без какой-либо поддержки и защиты, подвергалась насмешкам за свою внешность и одежду. К чему я это рассказываю? К тому, что это происходило на глазах у всех, и такое нельзя было не заметить! С этим связано мое удивление в отношении учителей!
Сколько еще мальчиков и девочек ежедневно плачет ночами в подушку от того, что они боятся рассказать об издевательствах, а учителя, под носом которых все это происходит, предпочитают отмалчиваться? Учитель понимает каждый класс, кто над кем «верховодит», а кто слабенькая жертва. Я даже сталкивалась с тем, что буллинг исходил и от самого учителя к конкретному ученику. Правда, завуалированнее, но и это считывалось остальными детьми, что давало им «зеленый свет» в издевательствах. Хочу напомнить, что безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.
Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. Буллинг может принимать различные формы: распространение слухов, угрозы, физическое или словесное нападение, исключение ребенка из группы, изоляция, другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.
Кто-то с достоинством переживает буллинг и становится зубастыми крепким орешком, а кому-то это дается очень тяжело — нарушается психика, поведение в обществе, реакции на окружающий мир становятся «обострёнными». Не отсюда ли (частично) появляются «пермские стрелки»?
Чем объяснить такое тотальное безразличие со стороны взрослых людей? Наверное тем, что никому не хочется делать дополнительные телодвижения. Урок отвел и сел за документацию, надев сверху «панцырь» с мыслью скорее бы уйти отсюда домой. Да и никто не любит ситуации, выходящие за рамки порядочности и нормы — репутация же!
Помню, в 10-м классе моя одноклассница случайно забеременела. Она была из хорошей семьи с нормальными родителями. Они хотели перевести ее на домашнее обучение, но директор просто попросила забрать документы и не переступать порог здания гордо именующегося «лицеем».
Когда дело доходит до родителей — значит пахнет жареным. На моей памяти, всех затравленных детей, а точнее, их родителей, просили поменять школу без разбирательств со стороны учителей, коллектива класса и каких-либо штатных психологов. И тут, конечно, я снимаю шляпу перед дирекцией школы № 8, которая пригласила родителей (действительно, не хватало еще, чтобы и родители друг друга колотили в пределах святой школьной обители), психологов, чиновников от образования и президента общественной организации «Региональная национально-культурная автономия таджиков Самарской области» Сунатулы Назриева, ведь в ситуации с 8-ой школой еще и имеют место быть национальная составляющая.
Что ж, посмотрим, чем закончится это дело.
Над вами или вашими детьми издевались в школе?