В Самаре погибли две девочки 12 лет. Резонансная история вновь заставила общество вспомнить о проблемах воспитания современных подростков. Мы связались с профессором, доктором психологических наук, кандидатом педагогических наук Константином Лисецким и попросили его прокомментировать ситуацию, а также дать несколько профессиональных советов родителям подростков. Публикуем его ответ целиком.
В экстремальных ситуациях обычно резонируют несколько внутренних и внешних факторов. Рассудок может оказаться на последнем месте. Конечно, ситуация невероятная и трагическая. Подростковый возраст (12–13 лет) описывает замечательная фраза: «Ветер в голове и слезы по пустякам». Можно предполагать, но нельзя судить и выносить приговор. Возможно, кого-то из них сильно обидели. Возможно, какие-то обстоятельства резко обесценили картину будущего. В 12–13 лет — особая чувствительность, совсем не такая, как кажется воспитателям. Они были вдвоем, возможно, потому что страшно. Одна была в отчаянии, вторая в аффекте. В аффекте отказывает критика, анализ, самоконтроль, точнее, они становятся другими, и весь мир кажется совершенно другим. Возможно, они решили отомстить миру. (Миру стоит об этом подумать.)
В переходном возрасте многие наверняка говорили: «Вот возьму и умру, тогда узнаете…» Такие мысли в детском возрасте посещали многих, но тут что-то катастрофически усилило аффект. Обычно это три фактора: первый — шоковое событие, неожиданное, вызывающее чувство беспомощности; второй — масштабная драматичность события, угроза личным ценностям или личной безопасности (смыслу жизни); третий — изолированность от мира и людей в момент драмы (никого рядом, кто бы тронул за плечо и сказал бы, что всё это ерунда и ты наверняка справишься…). Рядом никого не оказалось.
Такой резонанс работает гораздо сильнее, чем надуманные «синие киты» или влияние социальных сетей.
Легче всего сваливать многие беды на дурное влияние социальных сетей… Да, там не всё эстетично и полезно, но когда сетей не было, душевного благополучия в подростковой среде было не больше.
Наши сотрудники немало работают с подростками, мы много повидали различных драматических ситуаций в сетях и наяву. Слышали самые невероятные комментарии и оценки взрослых людей, которые, как правило, ничего сами не видели. Когда люди попадают в шоковую ситуацию, сначала возникает ступор, который затем может продлиться в состоянии аффекта. Естественно, у подростков всё это гипертрофировано.
Различных шоковых моментов каждый день бывает немало. Мир стал более неопределенным и сложным. Но если три названных фактора не сходятся в одной точке, то всё происходящее воспринимается как мелкие неприятности.
Что делать? Как предотвратить такие стечения обстоятельств? Обстоятельства предотвратить нельзя. Если излишне оберегать детей от стрессов, то при неожиданной встрече их с меньшим стрессом может возникнуть непредсказуемая и опасная реакция ребенка. Чем интереснее и талантливее дети, тем они чувствительнее к социальным неожиданностям.
Правильнее развивать в детях умение осмысленно реагировать на стресс и на неопределенность. Такая работа возможна и необходима. Повторы и призывы о том, что нужно взаимодействовать семье и школе (без указаний, в чём конкретно заключается это взаимодействие), малоэффективны.
Есть еще один традиционный штамп, особенно у тех, кто реально не работает с подростками и не очень понимает, что нужно делать. Звучит это так: «Пусть полиция и прокуратура разбирается и ловит тех, кто сбивает наших подростков с истинного пути».
Полиция пусть ловит преступников, но воспитанием детей должны заниматься все, кто участвует в строительстве будущего мира, не лозунгами и не запугиванием детей, а сотрудничая с ними и принимая их как соавторов.
Согласны с автором?