Происшествия подробности «Такого мы не ожидали!»: спасатели рассказали, как искали людей в задымленной пещере

«Такого мы не ожидали!»: спасатели рассказали, как искали людей в задымленной пещере

Инцидент произошел в Сокских штольнях

Александр Ушаков со своими коллегами вывел из подземных галерей девять человек

Эту ночь самарские спасатели запомнят надолго. На дежурство с 12 на 13 декабря заступил Александр Ушаков с коллегами. За плечами у всех — сотни вызовов на самые сложные происшествия. Но в эту смену им пригодились совершенно другие навыки — спелеологов — тех, кто профессионально исследует пещеры. Публикуем историю Александра Ушакова об операции, итогом которой стали девять спасенных жизней.

«Пожар в штольнях!»


Александр в ту ночь был старшим смены

— После трагических событий мая 1999 года, когда из-за несчастного случая погибли четыре студента и три спасателя, Сокские штольни и для спасателей, и для администрации Красноглинского района всё еще остаются головной болью. Больше чем за 20 лет ничего не изменилось.

Всё началось с сообщения диспетчера в начале четвертого ночи: «Пожар в штольнях».

Сокские штольни — искусственные пещеры, которые находятся в горе Тип-Тяв недалеко от Самары, в Красноглинском районе, рядом с местом впадения реки Сок в Волгу. Здесь добывали химически чистый известняк в 1940–1960-е годы XX века. Недалеко от штолен находится действующий Сокский карьер.
В Сокские штольни, протяженность которых составляет больше 20 километров, часто ходят люди. Там даже есть около 10 лагерей. Все они — нелегальные. Названия — «Маяк», «Сушняк», «Кресты», «Объект», «Запанской». Тем не менее штольни не изучены досконально, потому что это невозможно.

— Приготовили снаряжение, отправились на место. У нас нет никакой точной информации, совершенно непонятно, кто вызывал, где проходят границы дыма, есть ли там люди и сколько?

— Решил позвонить своему старому другу, опытному спелеологу и просто надежному человеку Петру Якубсону, так как он был в этом месте прошлым вечером. И его информация могла оказаться очень важной. С его слов стало понятно, что люди там есть, причем как минимум четыре человека, которые решили заночевать в лагере «Альтернатива». Впрочем, неудивительно, потому что на дворе ночь выходных! Конечно, очень плохо, что внутри есть люди, но счастье, что теперь мы знаем их местонахождение!

— Вскоре мы оказались на месте. На улице трескучий мороз. На парковке у выхода стоит авто, что подтверждает нашу информацию о том, что там, скорее всего, есть люди. Из прохода валит дым, дышать тяжело.

У входа в штольни дежурили спасатели и пожарные

— Быстрее всех на месте оказалась служба пожарной охраны. Затем, чуть раньше нас, приехали люди из военизированной горноспасательной части. Они уже готовы пройти внутрь и исследовать воздух. Тем временем мы собираемся проверить альтернативный вход в систему. Другой вход находится примерно через сто метров от основного.

— Параллельно ребята занялись изучением записей в журнале посещений. Четких записей, конечно же, нет, поэтому решили отталкиваться от слов Петра о количестве людей.

Вот как выглядит журнал посещений

Тем временем в половине пятого появились результаты проб воздуха. Как показал газоанализатор, предельно допустимая концентрация угарного газа превышена в 12 раз.

«500 метров шли в дыму»


— В 04:45 внутрь пошла наша группа: Александр Ременюк, Артем Кулаков и я. Взяли с собой катушки с проводом (длина провода в одной катушке — 700 метров) и по два баллона. Нужно было понять, где проходит граница задымления, и попробовать добраться да «Альтернативы».

Спасатели внутри штолен: по этому фото видно, насколько сильно были задымлены подземные галереи

Внутри мы увидели завалы из бревен и проволоки и густой дым. Фонарь буквально упирался в стену дыма, маска запотела, ничего не видно!

— Пытаемся обходить места с наибольшим задымлением.

Добрались до лагеря «Маяк», потом решили вернуться и сменить баллоны. Возвращаться по полевому кабелю, который мы размотали по дороге в ту сторону, одно удовольствие! Снаружи доложили обстановку, подготовили оборудование. Тем временем ребята наладили свет, организовали транспортировку баллонов в ближайшую пожарную часть для заправки.

— В половине седьмого мы были готовы для нового захода. Наших аппаратов должно было хватить чуть меньше, чем на полтора часа ненапряженной работы. С нами ребята из горноспасательной части с регенеративными респираторами, которые защищают 4 часа. Шесть баллонов приготовили и взяли с собой для людей внутри. Каждый из них имеет запас воздуха на 40 минут. Кроме того, взяли кучу фонарей и другие приспособления.

— Прошли вглубь примерно на 700 метров, 500 из них шли в дыму.

Добрались до нужного лагеря за 20 минут. К счастью, газоанализатор показал, что здесь вполне можно дышать без средств защиты. Загруженные оборудованием и баллонами бойцы ВГСЧ обливались потом. Мы им очень благодарны за то, что они донесли всё это до места.

«Выходим частями»


Карта с нанесенными на нее перемещениями спасателей и туристов в штольнях

— Люди, которых мы искали, мирно спали на месте. Целых 9 человек! Этого мы не ожидали! Ну почему же они не написали количество в журнале на входе?! Но делать нечего, нужно думать, как их отсюда выводить. Баллонов-то всего 6 штук.

— В процессе успокоили людей разговорами, помогли собраться. Среди пострадавших были даже те, кто впервые в штольнях!

Все вместе мы добрались до лагеря «Маяк». Там всё еще можно было дышать, но вот уже дальше пошел дым. Решение приняли следующее: выходим частями.

— Собрали первых шестерых пострадавших, объяснили, как передвигаться и дышать, заверили всех, что паниковать не надо, что воздуха хватит до выхода. На выход пошли Ременюк, я, трое горноспасателей и шесть наших туристов. В лагере остались трое и Кулаков, так как он знает, как в случае чего добраться до дальнего входа, плюс двое горных спасателей с газоанализаторами. Если бы дым стал распространяться не по плану, они должны были пройти вглубь системы и в самом крайнем случае выходить через задний ход.

— Нашу группу на выход вел я. В начале пути дыма почти не было, поэтому туристам могло показаться, что мы шутим. Но вскоре задымление стало всё плотнее и плотнее. Появился страх, что у кого-то может кончиться воздух или отказать аппарат. Мы несколько раз останавливались, чтобы всё проверить.

— За несколько метров до выхода где-то сзади раздался характерный свист! Его издает аппарат, когда заканчивается воздух! Оказалось, что он просвистел у одного из пострадавших, который был достаточно крупным. Понятно, что у него раньше всех стал заканчиваться воздух, он ведь всю дорогу дышал очень интенсивно. Пришлось проверить давление и заверить его, что он обязательно успеет дойти и всё будет хорошо!

Выход на поверхность вместе с туристами

По связи выяснили, что у ребят на «Маяке» всё в порядке. Меняем оборудование, возвращаемся назад.

— К девяти утра мы вывели оставшихся трех человек. К счастью, ни у кого никаких повреждений. У одной девушки только упало давление, она была в штольнях первый раз. После этого мы отправлялись внутрь еще пару раз, пытаясь найти очаг. Людей в штольнях больше не было. А сам очаг таился где-то глубоко внутри. Сил искать его и дальше уже не хватило. Так что мы вернулись на выход и договорились с сотрудниками МВД о дежурстве на входе.

— В этот раз повезло и туристам, и спасателям. Туристам в том, что пожар был не слишком сильным. И в этот день в системе штолен тяга всё время менялась и была больше направлена на поверхность. Нам повезло, что мы знали, в каком лагере должны были остаться на ночь люди. И очень важно, что среди спасательной группы были опытные спелеологи. Если бы что-то пошло по другому сценарию, итог мог бы быть менее счастливым.

Комментарий

Олег Моцарь, руководитель ПСС Самарской области

— Понятно, что закрывать или бетонировать пещеры никто не будет. Но тем, кто туда ходит, важно понять, как опасно разжигать под землей огонь. Там есть чему гореть: старые крепи, которые поддерживали своды. Сейчас они практически все обрушены. Эти крепи пропитаны креозотом, при горении они выделяют угарный газ и другие ядовитые химические элементы. Это задымление очень опасно. Тяга распространяется на вход или на выход. Если на вход, то волок (дым в штольнях. — Прим. ред.) заполняет систему штолен очень быстро.

Отдыхающие в лагерях люди могут быть застигнуты дымом врасплох. Там дежурных, смотрящих за ситуацией, пока другие отдыхают, нет. В лагерях дыма может и не быть. Они расположены далеко от входа. Но те, кто подожгли крепи, сделали это около главного входа. И тем самым отрезали людям путь эвакуации из подземной системы.

Новичкам в штольнях заблудиться очень легко. Галереи достаточно сильно переплетены. Поэтому если туда и можно заходить, то только профессионалам.

Любая группа, которая выходит на туристический маршрут (не только в штольни), должна предоставлять информацию в Центр управления кризисными ситуациями (ЦУКС) ГУ МЧС России по Самарской области. Можно продублировать и в Поисково-спасательную службу (ПСС) Самарской области напрямую по телефону (846) 333-55-14. В сообщении должны быть контрольные сроки, телефоны, цели, состав группы. Если что-то случается, мы имеем представление о том, сколько людей находится в потенциальной опасности, где они и как с ними связаться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления