Дети-сироты в Самарской области не обеспечиваются должным образом жильем, сообщает региональная прокуратура. По данным на октябрь, в очереди на получение квартир около двух тысяч детей, при этом большая часть из них живет в Самаре и Тольятти. Городские чиновники ссылаются на нехватку финансирования, а дети тем временем вынуждены самостоятельно искать себе съемный угол.
В 2013 году, по информации департамента строительства и архитектуры, администрация Самары приобрела 112 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это жильё власти намерены были ввести в эксплуатацию до 1 июля 2014 года, а заселить детей-сирот в приобретённые квартиры – до конца этого года. В 2014 году мэрия планировала приобрести еще 321 квартиру. Но этого жилья для детей-сирот в городе недостаточно, констатирует областная прокуратура.
Ранее на эту тему:
По данным надзорного ведомства, только в 2014 году в регионе было выявлено более 900 нарушений закона в части предоставления жилья этим категориям детей. При этом, как отмечают в прокуратуре, наибольшее число нарушений зафиксировано в Самаре и Тольятти. «В защиту сирот в связи с этим предъявлено более 420 исков, на незаконно-правовые акты принесено 3 протеста, внесено 22 представления, которые рассмотрены и удовлетворены», – рассказывает прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в Самарской области Виктория Тихонова.
Вмешательство прокуратуры и судебные тяжбы зачастую становятся единственным способом для детей-сирот ускорить процесс получения жилья.
По данным прокуратуры Самарской области, благодаря вмешательству надзорного ведомства жилыми помещениями по решению судов в 2014 году обеспечено 265 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 111 – в Самаре.
С такой проблемой столкнулся и самарец Егор Медведев (имя изменено по просьбе собеседника. – Прим. авт.). Будучи сиротой, по закону он должен был получить жилье по достижении 18 лет или по окончании учебного заведения. Однако когда в 2012 году он окончил колледж и выписался из общежития, то в буквальном смысле остался на улице. «Вместо того чтобы поступить в институт, дальше продолжить образование, мне пришлось работать, чтобы обеспечить себя жильем. Причем никто из компетентных органов не удосужился у меня поинтересоваться, куда я собираюсь идти жить», – рассказывает он.
Как отмечает молодой человек, чиновники не сообщили ему и о том, что сиротам полагаются компенсации на аренду жилья, в случае если квартира из специального фонда будет предоставлена не вовремя. «За свой счет я квартиру снимал около двух лет. И они не сочли нужным до меня довести, что средства выделяются, я мог бы оформить это все должным образом», – говорит Егор Медведев.
Положенные средства на аренду квартиры Егор получил только в июле 2013 года. Почти в это же время юноша подал заявление о предоставлении ему законного жилья в прокуратуру, которая, в свою очередь, направила иск по этому делу в суд. «На протяжении года я посещал Ленинский районный суд, и на протяжении полугода представитель администрации пытался меня уверить, что средств на решение этой проблемы в администрации нет и не предвидится. Что в принципе я занимаюсь утопией», – объясняет молодой человек.
Закупочная стоимость квартиры для детей-сирот, по данным мэрии на 2014 год, не должна превышать 1 млн 63 920 рублей.
Однако Фемида встала на его сторону. 1 сентября этого года Егор Медведев все-таки получил ключи от положенной ему по закону квартиры.
В прокуратуре Самарской области отмечают, что подобные прецеденты связаны в первую очередь с нехваткой у местных властей средств на своевременное приобретение квартир. «Нарушения обусловлены недостаточным выделением средств для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», – говорит Виктория Тихонова.
При этом прокурор сообщила, что по данным ведомства, в сводном списке на получение жилья в Самарской области на 1 октября состоят еще 1946 детей-сирот.
Фото: Видео Максима ЮРИСОВА, монтаж Андрея ТИШИНА