Уже с 1 октября 2013 года зарегистрировать права на недвижимость и поставить ее на учет станет значительно проще. Значительно сократятся сроки обработки документов, их формат сменится на электронный, а у обладателей недвижимости появится возможность внести запись о запрете любых сделок с жильем без личного присутствия владельца. А также запись о незаконности сделки, если квартиру уже была продана. В Росреестре самарской области изменения в законодательстве назвали революционными.
Надо сказать, что столь масштабные изменения в законодательстве, регулирующем вопросы осуществления государственной регистрации прав и государственного учета объектов недвижимости, первые за последние 15 лет. И из 48 статей поменяются 33, к ним добавятся еще три, что объясняет эпитет «революционный», но, следуя тенденции к постепенному слиянию единого росреестра прав и государственного кадастра недвижимости, вполне обоснованные. Как пояснил руководитель управления Росреестра по самарской области Вадим Маликов: «Главная цель реформы реализовать 100% объединение двух пока еще отдельных структур и создание единого информационного ресурса системы недвижимости».
Переход на электронный формат
Что касается конкретных изменений, то в скором времени новый закон позволит подавать документы на регистрацию прав недвижимости в электронном виде. Причем обращаться с документами можно будет в любой из органов: либо в управление росреестра, либо в кадастровую палату. Это не только существенно сократит сроки подачи документов и физические трудозатраты, но и нивелирует привязанность к местонахождению недвижимости. Подать документы на госрегистрацию прав будет возможным в любом регионе страны, но только после внесения определенных актов минэкономразвития.
Разъясняя плюсы нового закона, которые коснутся как профессиональных участников рынка недвижимости, так и обывателей, Вадим Маликов привел наглядный пример: «Сейчас при сделке купли-продажи необходимо, чтобы и продавец, и покупатель лично присутствовали в управлении росреестра или подразделении кадастровой палаты для подписания заявления о переходе прав на конкретный объект недвижимости. Но после вступления в силу этого закона личного присутствия не понадобится. Соблюдая определенные требования, документы они смогут подать, не выходя из дома или офиса». А для обеспечения безопасности документы в электронной форме будут заверяться квалифицированной электронной подписью, заверенной в центре при росреестре. Затем готовое бумажное свидетельство о госрегистрации высылается заявителям почтой.
Электронный формат приобретут и кадастровые паспорта, а также документы межевого плана и технического плана. Эти нововведения также реализуются в рамках тенденций к переходу документов в электронный формат. Документы в бумажном виде в скором времени приниматься не будут вовсе. Информация о платежах также станет единой информационной системой. Например чек об уплате госпошлины не потребуется. Банками-резидентами росреестра самарской области ифнформация об уплате также будет автоматически обновляться и загружаться на единый сервер. Но и эти нововведения требуют времени для разработки.
Сокращение срока процедуры госрегистрации прав и постановки на кадастровый учет
Плюсом для обывателей и риелторов станет и существенное сокращение сроков обработки документов в этих структурах. Согласно регламенту нового законодательства, процедура госрегистрации не должна превышать 18 календарных дней со дня принятия заявлений. «Но для Самарской области это не так актуально, – отметил Вадим Маликов. – Мы давно придерживаемся правила, что срок не должен превышать 14 календарных дней, а с 1 октября он будет не больше семи рабочих дней».
Руководитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Самарской области Андрей Жуков также заметил, что с 1 октября и постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в самарской области будет совершаться быстрее – восемь рабочих дней вместо прежних 10.
Больше контроля – больше порядка
Законодательные изменения направлены и на ужесточение мер контроля как за участниками сделок с недвижимостью, так и за органами власти. Так, более строгие требования будут к деятельности кадастровых инженеров. Так, если 25% изготовленных инженером документов получили отказ в регистрации права по причине некачественного выполнения межевого плана или технического плана, то этот инженер лишится профессиональной лицензии. А право на обжалование отказа теперь получает не только заявитель, но и представляющее его права юридическое лицо.
Чтобы защитить себя и свое жилимущество от мошеннических операций, новый закон предусматривает несколько постановлении. С 1 октября любой обладатель недвижимости может внести в госреестр запись о невозможности перехода права собственности без личного участия обладателя. Как отметил Андрей Маликов: «Доверенности, которыми так часто пользуются мошенники, при наличии этой записи в госреестре, не будут иметь никакой силы в осуществлении сделок с недвижимостью».
Другая новая система защиты граждан от приобретения «нечистой» недвижимости – запись последним правообладателем недвижимости о возражении совершенной сделки. К примеру, если он допускает или обнаружил, что переход прав был произведен обманным путем. А новый покупатель недвижимости, запросив выписку из реестра и увидев эту запись от прежнего собственника, сможет проверить юридическую правомерность сделки. Причем не только той, в которой участвует сам. Теперь покупатель недвижимости «с биографией» может запросить информацию об истории сделок и любых других процедур с данной недвижимостью, а также узнать краткую информацию о его прежних владельцах.
Большинство профессиональных участников рынка недвижимости поддерживает переход на электронные носители. «Любой бумажный носитель – повод для мошенничества, – считает руководитель «Агентства недвижимости Дарии Ивановой» Дария Иванова. – Нововведения, связанные с переходом на электронные ресурсы пойдут только на пользу. Но в процедурах, связанных со сделками с недвижимостью, большой простор для расширения электронного документооборота. Думаю, что многих мошеннических сделок удалось бы избежать, если бы существовала система запроса между организациями, чтобы у каждого юридического звена в цепочке совершения сделки была возможность проверить документ на предмет законности».
Фото: Фото с сайта Av-ue.ru