В сентябре Государственная Дума России планирует рассмотреть законопроект, который установит предельный индекс роста платежей за коммунальные услуги. Эксперты расходятся во мнениях о полезности и реальных целях этой меры.
Детали
Согласно проекту, индексы роста будут утверждаться на уровне федерального правительства в среднем по субъектам на долгосрочный период, начиная с 2014 года. В начале применения закона планируется определять индексы на три года (на 2014-2016 годы), в дальнейшем (с 2017 года) – на пять лет.
Документ также предполагает, что устанавливать предельные индексы роста будут на местах региональные органы исполнительной власти. Причем по муниципалитетам будут определены как среднее значение индекса, так и максимальное (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг).
Превышение установленных предельных индексов возможно в случае существенного непрогнозируемого роста стоимости энергоресурсов, используемых при производстве и (или) предоставлении коммунальных услуг. Однако для повышения будет необходимо вынести соответствующий вопрос на рассмотрение местной думы, обосновывая причины роста. При этом установленные предельные индексы на местах не могут превышать индексы, установленные правительством России более чем, в полтора раза.
В проекте документа подчеркнуто, что предельные индексы могут устанавливаться с учетом региональных и других особенностей, с календарной разбивкой. При этом может быть введена дифференциация по типу отопления жилых помещений – централизованного отопления, децентрализованное отопления с использованием природного газа, сжиженного газа, печного и электроотопления.
Планируется, что предельные максимальные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги на 2014 должны быть установлены до 1 июля 2014 года. В случае принятия закона он вступит в силу сразу же.
Польза или видимость?
Среди экспертов возникли разногласия в оценках новой идеи. Депутат думы Самары, глава управляющей компании «Приволжское ПЖРТ» Менахмет Халиуллов считает, что законопроект актуален: «Я считаю, что это надо было сделать давно. Ведь президент сказал про максимальные 6%, а в итоге «СКС» подняли уже на 12%, энергетики – чуть ли не на 15%, на 6% – только за содержание и текущий ремонт. Плюс инфляция более 7%. Проблем, конечно, много в этой сфере, и их надо решать».
С ним не согласен депутат губернской дума Михаил Матвеев: «Я скептически отношусь к принятию этого закона и не думаю, что он будет реально что-то ограничивать. Это видимость, которая призвана сбить рост протестных настроений на фоне «стартанувших» сейчас тарифов. Президент Путин дал четкое указание на счет того, чтобы в 2013 году тарифы не выросли более, чем на 6%. В итоге к июлю они уже поднялись на 12%. И президенту объяснили, что если все это разложить на 12 месяцев, то получится как надо. А на самом деле тарифы продолжают расти. Я думаю, что к концу года все постараются забыть, что кто-то что-то говорил о 6%».
По мнению депутата, чтобы оценить необходимость роста тарифов, нужно разобраться в себестоимости ресурсов: «Рост тарифов ЖКХ всегда объясняется тем, что ресурсы подорожали. Но вот эти разговоры – на 6% поднять или на 12%, – являются чистой абстракцией. Никто ведь не знает, соответствует ли реальности та цифра, которую собираются повышать. Поэтому какие бы законы Госдума не принимала, я не верю, что может быть принят закон, который реально ограничит рост тарифов».
Фото: Фото с сайта Рravo-znaty.org.ua