Самарским застройщикам могут запретить рекламировать свои объекты вплоть до момента ввода в эксплуатацию. С предложением о соответствующих поправках в действующий закон выступил депутат Александр Хинштейн. Новшество позволит сделать информацию о строящихся жилых домах более доступной, а отношения между застройщиками и покупателями жилья – более прозрачными.
Размещать информацию о продаже квартир в недостроенных домах застройщикам станет сложнее. Осенью этого года в силу могут вступить законодательные поправки к действующему ФЗ «О рекламе», которые ограничат возможности рекламы объектов незавершенного строительства. С соответствующей инициативой выступил депутат Александр Хинштейн.
Автор законодательных поправок предложил запретить рекламу строящихся многоквартирных домов, если компания-застройщик не имеет права привлекать средства дольщиков и заключать с ними договоры долевого участия в строительстве. В том случае когда продажа квартир в новостройке ведется без заключения договоров долевого участия, компания-застройщик сможет начинать рекламную компанию лишь после введения дома в эксплуатацию. «Добросовестных» застройщиков, которые соблюдают условия закона о долевом участии, законодательное новшество не коснется: они смогут рекламировать свои новостройки сразу после получения разрешения на строительство.Реализация квартир в строящемся доме считается законной на основании договоров долевого участия, а также посредством жилищных сертификатов и организации жилищно-строительных кооперативов. Если компания-застройщик вместо стандартного договора долевого участия предлагает подписать иной документ (например предварительный договор долевого участия), такое предложение юридически неправомерно.
Если же строительство жилого дома по какой-то причине приостановится, то и распространение информации о новостройке в различных источниках также должно быть прекращено, говорится в тексте законопроекта. Кроме того, застройщиков обяжут быть более открытыми в информационном плане: не менее 15% рекламного пространства они должны будут отводить под размещение сведений о компании, разрешения на строительство, ссылках на проектную документацию. «В условиях массированной рекламы различных застройщиков никто не проверяет у них наличия подтверждающих и разрешительных документов», – подчеркнул депутат. Законодательное новшество позволит сделать строительный рынок более прозрачным и сможет стать инструментом, с помощью которого будущие дольщики смогут проверить надежность застройщика. В Самаре нередки случаи, когда продажи квартир в строящемся доме начинаются, как только объект строительства «перерастет» стадию котлована. Другой вариант – когда продажи активно ведутся на этапе фактической «заморозки» строительных работ. Новый законопроект, конечно, не запретит застройщикам реализовывать свои объекты на разных стадиях готовности, однако существенно ограничит их в использовании информационных каналов при организации процесса продажи.
«Законопроект в первую очередь направлен на совершенствование норм, связанных с наведением порядка в сфере долевого строительства, – отметил депутат Александр Хинштейн. – Сейчас возникла необходимость четко прописать, что компания-застройщик не может рекламировать свой объект, пока не получит разрешение на строительство и вместе с ним право привлекать средства дольщиков».
Генеральный директор компании «Берег-Риэлт» Игорь Филиппов напомнил, что даже без вступления разработанного законопроекта в силу существуют требования, которые запрещают застройщикам рекламировать объекты без разрешения на строительство или без возможности заключать договоры долевого участия. «Конечно, на рынке сегодня есть информация о строящихся объектах, в которых с дольщиками не заключают договоры долевого участия, но антимонопольный комитет за этим следит. Рекламировать такие новостройки нельзя, равно как и призывать дольщиков к покупке квартир в таких домах – это незаконно. Я бы пожелал всем участникам самарского строительного рынка работать по ФЗ-214», – подчеркнул Игорь Филиппов.
«Схема финансирования строительства за счет привлечения средств дольщиков, по сути, является «серой» с точки зрения права, – считает юрист Иван Абросимов. – Именно реклама на ранних стадиях строительства провоцирует интерес покупателей к новостройке, и в таких информационных сообщениях застройщик может «козырять» доступной ценой или широким выбором квартир. Введение ограничивающего закона способно серьезно ударить по мелким строительным компаниям, которые реализуют один-два проекта и делают это практически всецело на средства дольщиков. Что касается компаний с репутацией и выделенной кредитной линией, то им бояться нечего: просто по новому закону они смогут доносить до покупателей информацию о своих объектах на чуть более поздних этапах строительства».
Фото: Фото с сайта Krd.ru