По факту сноса особняка Фирса Наймушина в Самаре могут возбудить уголовное дело. Министерство культуры добивается привлечения к ответственности собственника здания и требует от него восстановить объект. Представители компании-собственника объясняют факт демонтажа «заботой» о жителях близлежащих домов, которые сами обращались в компанию с просьбой снести аварийное здание и тем самым подготовить почву для его реконструкции.
Демонтажные работы в доме-особняке Фирса Наймушина на улице Степана Разина, 106 начался во второй половине апреля. Здание являлось памятником архитектуры начала XX века. В 2007 году особняк пострадал от пожара и в таком состоянии в 2010 году был продан ООО «Евро-Железобетон». Попытки реанимировать исторический особняк предпринимались в 2011 году: тогда муниципальные власти работали над проектом реставрации здания. Тем временем состояние полуразрушенного памятника архитектуры продолжало ухудшаться. На сайте МП «Архитектурно-планировочное бюро», в ведении которого объект находился до продажи частному лицу, можно найти описание этого исторического здания. «После пожара 16 сентября 2007 года здание больше двух лет простояло раскрытым и неотапливаемым, подвергаясь негативному влиянию окружающей среды. Полностью утрачены конструкции крыши, чердачное перекрытие. Состояние внутренних помещений неудовлетворительное». До 2013 года планировалось осуществить реставрационные и реконструкционные работы, однако эти стремления так и остались на бумаге.
Весной 2013 года особняку Фирса Наймушина так и не удалось обрести «новую жизнь». Напротив, здание подверглось сносу, как впоследствии доказали представители областного министерства культуры, незаконному. Во второй половине апреля нынешний собственник здания своими силами демонтировал около трети исторической постройки. На этом этапе процесс уничтожения памятника архитектуры удалось затормозить. Министерство культуры обратилось в правоохранительные органы и городскую администрацию с требованием приостановить демонтажные работы до полного выяснения обстоятельств. Таким образом, ситуация фактически «зависла», а памятник архитектуры регионального значения, по сути, уже исчез с лица земли – фасадная часть оказалась уничтоженной.
Дом лесопромышленника Фирса Наймушина, образец модерна в архитектуре, был спроектирован и построен архитектором Щербачевым. В начале XX века его владельцем стал брат писателя Алексея Толстого граф Мстислав Толстой. В годы Великой Отечественной войны в здании расположилось Британская военная миссия.Как рассказали 63.ru в пресс-службе областной администрации, снос особняка действительно осуществлялся незаконно. «В соответствии со статьей 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия… Содержание объекта культурного наследия предусматривает, в том числе и проведение работ по его сохранению (консервация, ремонт, реставрация и приспособление для современного использования). Очевидно, что уничтожение памятника архитектуры в этот перечень работ по содержанию здания собственником не входит.
Также в пресс-службе областного правительства сообщили, что нынешний собственник снесенного особняка ООО «Евро-Железобетон» официально вступил в право владения лишь в начале апреля 2013 года. До этого времени продолжались судебные тяжбы, а представители компании заявляли, что не начнут реставрационные работы, пока не получат особняк в собственность. В итоге ООО «Евро-Железобетон» отстояло право собственности на особняк Наймушина, и практически сразу после этого начались демонтажные работы.
Сейчас Госинспекция строительного надзора совместно с правоохранительными органами проводят проверку законности уже свершившихся демонтажных работ.
Представители компании «Евро-Железобетон» мотивируют факт сноса здания тем, что рядом с указанным объектом расположены жилые дома. «Компания неоднократно получала обращения от жителей близлежащих домов с просьбой устранить аварийную ситуацию, так как возможное обрушение строительных конструкций создает угрозу для жизни людей, проживающих по соседству», – сообщили представители компании.
О недопустимости подобного подхода к реставрации памятника архитектуры компании-собственнику заявило областное министерство культуры. Также ведомство обязало собственника предоставить документы, на основании которых осуществлялись демонтажные работы, а также разработать проектную документацию на проведение консервационных и противоаварийных работ в особняке. Если компания не предоставит пакет документов до 3 июня и не выполнит первоочередные противоаварийные работы до 30 июня, ей грозит юридическая ответственность.
«Охранный документ, в котором зафиксированы все ограничения или обременения по использованию памятника архитектуры, является обязательным приложением к документу, регистрирующему право собственности на такой объект недвижимости, – отмечает юрист Иван Абросимов. – Приобретая такой объект в собственность, покупатель сразу же знакомится с перечнем своих обязанностей по содержанию здания и списком запрещенных действий. Поэтому ситуация, в которой новый собственник исторического здания на улице Степана Разина не знал о действующих обременениях или запрете на снос, в принципе исключена».
Заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян с сожалением отметил, что столь печальной судьбы для этого архитектурного и исторического памятника следовало ожидать. «После поджога домом никто не занимался, хотя тогда была уничтожена не только часть самого здания, но и металлическая ограда, которая упоминается в книге «Русский модерн» и является достопримечательностью общероссийского масштаба. Это небольшой дом, но он занимает большую территорию – этим мог быть и неудобен. Уничтожение этого особняка еще больше обострило вопрос: почему в нашем городе разрушаются и исчезают архитектурные памятники? Если собственника, пренебрегшего своими обременениями по содержанию такого объекта, удастся привлечь к ответственности, то эта проблема хоть как-то сдвинется с мертвой точки».
Фото: Фото с сайта Мpapb.ru