Мэрия Самары пообещала вернуть муниципальные квартиры, в незаконной приватизации которых обвиняют бывших сотрудников департамента имущества. Чиновники собираются приступить к этой работе сразу, как окончится следствие. Тем временем, незаконное отчуждение муниципальной недвижимости становится настоящим «трендом» в российских городах.
Напомним, в феврале Следственное управление СКР по Самарской области возбудило уголовное дело по подозрению в присвоении муниципальной недвижимости. В мошеннических махинациях обвинили трех сотрудников городской администрации, среди которых оказался бывший заместитель руководителя департамента управления имуществом Вадим Кужилин, а также представителя городской риелторской компании, который, по версии следствия, помогал чиновникам в оформлении документов.
Следствие полагает, что несколько квартир, расположенных в Октябрьском районе города, были незаконно отчуждены из муниципальной собственности. Общий ущерб от хищений недвижимости предварительно оценивают в сумму более семи миллионов рублей. «Версия следствия такова, что чиновники администрации Самары разработали схему по продаже квартир, принадлежащих муниципалитету, – сообщила пресс-секретарь следственного управления СКР по Самарской области Елена Шкаева. – Квартиры были отчуждены незаконно, а вырученные с их продажи деньги в администрацию не поступали».
На днях в эфире радиостанции «Эхо Москвы» мэр Самары Дмитрий Азаров рассказал о том, как городская администрация намерена работать с последствиями мошеннических действий. «После того, как будут выявлены все эпизоды, будет вестись проверка обоснованности заселения: произошла приватизация или нет. Если будет обнаружен факт приватизации, значит нужно работать над тем, чтобы возвращать квартиры».
«Мошенническая схема в данном случае была очень сложной, – сообщил заместитель начальника ГУ МВД по Самарской области Николай Турбовец. – Первоначально квартиры оформляли на граждан, которые нуждались в социальном жилье. Затем эти деньги реализовывались, а вырученные деньги распределялись».
Представители администрации и органы следствия также планируют опираться на недавний опыт незаконного отчуждения муниципального имущества в Московской области. Местных чиновников также обвиняют в превышении должностных полномочий и присвоении государственных квартир. Фигурантами одного из самых громких последних дел стали чиновники подмосковного Клина, которых обвиняют в отчуждении муниципальной недвижимости на общую сумму свыше 250 миллионов рублей. Иными словами, незаконное отчуждение муниципальной собственности, производимое представителями власти, в последнее время становится настоящей междугородной тенденцией.
Что касается обвинений, предъявляемых к экс-заместителю главы департамента имущества, то их количество будет расти. Как отметил начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Самарской области Антон Полыгалов, Вадима Кужилина подозревают в еще одном хищении. «В этом деле фигурируют 19 ТСЖ Советского района, учредителем которых стал департамент управления имуществом. Жильцы направили 2,3 миллиона рублей для оплаты коммунальных услуг, но до ресурсоснабжающих организаций эти деньги так и не дошли. Неизвестное пока лицо обратилось с письмом в муниципальное предприятие «ЕИРЦ», чтобы собранные с населения деньги направили не на указанные 19 ТСЖ, которые должны были ими расплатиться с поставщиками ресурсов, а на ООО «Жилищник» без каких-либо проверок», – рассказал Антон Полыгалов.
Юрист Сергей Маковеев рассказал о процедуре возврата незаконно отчужденной недвижимости. «Действующее законодательство предусматривает способы защиты муниципального права собственности на имущество, которое было незаконно отчуждено. «Одним из таких способов является двусторонняя реституция – возврат имущества, полученного по недействительной сделке сторонам этой сделки. В соответствии с Гражданским кодексом, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Второй распространенный способ – виндикационный иск. Суть его в том, что невладеющий собственник вправе истребовать свой земельный участок от лица, у которого этот участок фактически находится в незаконном владении».
Фото: Фото с сайта Domik.net