Отели и туристические комплексы, а также горнолыжные спуски и пляжи Самарской области пройдут процедуру классификации. Присвоить звезды в соответствии с уровнем качества услуг необходимо в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, матчи которого, возможно, пройдут и в Самаре. Мнения экспертов относительно эффекта, который проведение классификации может оказать на общее состояние рынка гостиничной недвижимости, разделились.
По данным областного министерства спорта, туризма и молодежной политики, в Самарской губернии работает более 240 гостиниц. Среди них есть как отели известных мировых брендов (Renaissance, Holiday Inn, Ibis), так и местные компании, предоставляющие различного рода туристические услуги. Самарский гостиничный бизнес также не однороден по своей структуре. На рынке представлены как крупные многопрофильные туристические комплексы, так и небольшие мини-отели. Конечно, различаются эти категории не только своими размерами и количеством номеров, но и качеством и набором предоставляемых клиентам услуг. Однако единая классификация гостиниц в Самарской области не проходила ни разу.
Возможно, необходимость в ней не возникла еще долго, если бы Россия не отстояла свое право принять Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Самара вошла в список городов, претендующих на проведение матчей мундиаля. Правда, добиться этого областная столица сможет только при соответствующем международном уровне подготовки. Речь здесь идет и о строительстве стадиона для проведения матчей, и о приведении в порядок транспортной инфраструктуры города, и о подготовке мест размещения спортсменов и многочисленных туристов. Получение гостиницами и другими объектами туристской индустрии категорий, предусмотренных классификацией, – еще одно важное требование ФИФА.
В областном минспорта уверены, что проведение классификации гостиниц положительно скажется и на общем состоянии рынка туристических услуг региона, позволит привести техническое состояние объектов в соответствие с современными требованиями к качеству и безопасности. Кроме того, официальное присвоение отелю звезд открывает дополнительные возможности для его позиционирования.
Право проводить классификацию гостиниц и туристических объектов получат специализированные организации, аккредитованные в министерстве спорта, туризма и молодежной политики Самарской области. «Существует целый перечень критериев, по которым будут отбираться организации для проведения классификации гостиниц. В частности, это должны быть юрлица, имеющие опыт в этой сфере, собственную разработанную и внедренную систему качества проведения работ по классификации объектов туриндустрии, подготовленных специалистов», – рассказали Dom63.ru в департаменте по информационной политике и связям с общественностью аппарата правительства Самарской области.
Наличие и применение единой классификации гостиниц и отелей будет полезно не только для представителей этой сферы бизнеса, но и для их клиентов. «Сейчас, бронируя номер в отеле, потребитель фактически покупает кота в мешке. Проведение классификации позволит систематизировать рынок. Вы будете четко понимать, в какую гостиницу и в какой номер вы селитесь. При этом ни один отель не сможет самовольно присвоить себе не соответствующую реальности категорию, как это зачастую происходит сейчас», – объясняет кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой туризма и гостеприимства самарского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Зуева. По словам эксперта, до сих пор нередко обычные гостевые комнаты у нас называют гостиницами. А в «трехзвездочных» отелях номера и набор основных и дополнительных услуг не дотягивают до нарисованных на фасаде трех звезд. Классификация позволит таких случаев избежать. Проводиться она будет на основании приказа министерства спорта туризма и молодежной политики РФ, выпущенного в начале 2011 года. Этот документ содержит порядок классификации объектов туристической индустрии и перечень требований, предъявляемых к учреждениям разных категорий. Например, согласно этому перечню, в пятизвездочной гостинице кондиционирование воздуха должно проводиться круглогодично во всех помещениях, а площадь одноместного номера составлять не менее 12 квадратных метров.
Однако не все представители гостиничного бизнеса в регионе положительно оценили предстоящее проведение классификации. Генеральный директор отеля Holiday Inn Samara Юрий Трахтенберг считает, что применяемая в России система «звезд» уже давно устарела. «Присвоение гостиницам пресловутых звезд только запутает клиента. Гостиница, которая реально соответствует лишь двум звездам, будет добиваться того, чтобы получить три. В результате, приезжая в отель, человек не получит того уровня услуг, на который рассчитывал. Классификация с помощью звезд совершенно не информативна» – говорит г-н Трахтенберг. По его мнению, все гостиницы следует делить на две понятных и прозрачных категории: международные сетевые и местные. «Приезжая в первые, клиент прекрасно понимает, какой уровень и качество услуг он получит. Почти у всех местных гостиниц, которые эксперт относит ко второй категории, сейчас есть свои сайты, где человек может выяснить, какие номера ему предлагают, что в них будет и т. д.», – считает эксперт. «Что касается отелей международных сетей, то они не нуждаются в прохождении никаких классификаций. Чтобы подтвердить свой уровень и право работать под мировым брендом, мы каждый год проходим специальный аудит на соответствие всем стандартам качества», – добавляет Юрий Трахтенберг.
Не стоит, по мнению эксперта, исключать в процедуре проведения классификации гостиниц и коррупционного фактора. Тем более что присвоение той или иной категории может влиять не только на статус, но и на операционные показатели работы объекта, в том числе на его доходность. Об этих последствиях классификации говорит и аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Подтверждение категории гостиницы или другого объекта размещения на предмет соответствия требованиям действующей системы классификации (осуществляется один раз в два года), безусловно, может позитивно влиять и на операционные показатели объекта (например, за счет позиционирования в более высоком ценовом сегменте и повышения рентабельности), и на рыночную оценку подобного актива», – рассуждает Максим Клягин. Впрочем, эксперт отмечает, что в текущих реалиях рынка влияние подобного фактора скорее носит ограниченный характер.
Фото: Фото с сайтаТk34.info