Инвесторы смогут арендовать памятник культуры за символическую плату (всего рубль за квадратный метр в год), если отреставрируют здание за свой счет. С таким предложением к меценатам вышли в мэрии российской столицы. В Самаре и области в плачевном состоянии находится большинство объектов культурного наследия. Эксперты убеждены, что предоставление аналогичных льгот также может способствовать более активному инвестированию в восстановление архитектурных памятников в регионе, но только в том случае, если стимулирующие меры будут в экономическом смысле адекватны затратам на реставрационную работу.
Во время посещения одной из московских усадеб XVIII века, отреставрированной за счет частных инвесторов, мэр Сергей Собянин рассказал, что власти столицы будут прорабатывать варианты привлечения негосударственных вложений в реставрацию исторических зданий. В частности, если расходы по восстановлению памятника возьмет на себя меценат, город установит для него символическую арендную плату за дальнейшее использование объекта. Например, один рубль за квадратный метр в год, сообщают в открытых источниках. В дальнейшем же поощрения инвесторам обещают увеличить.
На такие шаги столичные власти вынуждены были пойти, поскольку множество памятников истории и архитектуры в центре города находятся в плачевном состоянии, однако бюджетных средств на их восстановление попросту не хватит.
В Самаре ситуация с памятниками истории и архитектуры обстоит не лучшим образом. По данным агентства по сохранению историко-культурного наследия Самарской области, на территории региона располагается 1116 памятников истории и культуры регионального и 57 федерального значения. Кроме того, еще 1114 зданий числится в списке выявленных объектов культурного наследия.
Большая часть исторических зданий, на которые распространяются охранные обязательства, сосредоточена именно в областном центре. Так, в Самаре расположен 991 памятник истории и культуры, а также 405 вновь выявленных объектов культурного наследия.
Существенная часть строений, иногда даже более чем с вековой историей, находится в ужасном состоянии. От серьезных разрушений не удалось сохранить даже такие визитные карточки Самары как дом-усадьба Курлиной на улице Фрунзе, здание коммерческого клуба на улице Куйбышева, 104, особняк купца Шихобалова на улице Алексея Толстого, 3, и другие. И если судьба первого из названных архитектурных памятников более или менее обнадеживает – с конца прошлого года возобновились работы по реставрации усадьбы, завершение которых планировалось до 2012 года, то перспективы восстановления остальных, также как и сотен других исторических объектов пока остаются туманными.
Бюджетное финансирование на восстановление архитектурных памятников в Самаре пока остается крайне ограниченным. Представители местного бизнес-сообщества также не проявляют особой активности и не спешат вкладывать средства в культуру.
«Для бизнеса всегда было очень обременительно владеть зданием, отнесенным к памятникам истории и культуры. Такой объект всегда требует колоссальных дополнительных затрат на восстановление и поддержание его исторического облика, – поясняет ситуацию заместитель генерального директора компании «Эл-Траст» Вячеслав Рандаев. – Да и сами реставрационные работы, как правило, обходятся в 3-5 раз дороже, чем простое строительство».
Инициатива по предоставлению льгот для инвесторов, решивших вкладывать средства в восстановления архитектурных памятников, по мнению эксперта, вполне логичное и закономерное решение. «Подобная схема уже давно вполне успешно работает в Европе. Не секрет, что в Испании всего, условно говоря, за один евро можно купить целый замок, но с условием восстановления и сохранения его исторического облика. Запустить этот механизм в России, в частности в Самарской области, можно будет только в том случае, если власти будут готовы предоставить инвесторам льготы и преференции, которые в экономическом смысле были бы адекватны затратам на реставрацию памятника», – отмечает г-н Рандаев.
Однако на самарском рынке коммерческой недвижимости существуют определенные особенности, которые могут понизить эффективность схемы, приложенной московской мэрией. «Дело в том, что в Москве и Санкт-Петербурге считается престижным иметь офис, расположенный в отреставрированном особняке в центре города. В Самаре же этот показатель не считается для бизнеса престижным», – считает Вячеслав Рандаев.
По мнению председателя регионального отделения Союза архитекторов России по Самарской области Юрия Корякина, способ, предложенный мэрией Москвы, – одна из немногих объективных возможностей сохранить памятники культуры, истории и архитектуры в России.
«В Самаре памятников, нуждающихся в реставрации и восстановлении, и проблем, с этим связанных, очень много. Льготы по арендной плате для инвесторов, вкладывающих средства на приведение в порядок исторических зданий, – не только возможная, но и крайне нужная мера. Другой вопрос – добросовестность арендаторов. Ведь нередко предприниматели, получившие на правах аренды объект, начинают проводить самовольные перепланировки, без согласований перестраивать здание, не исполняют охранные обязательства», – отмечает г-н Корякин. Но этого, убежден эксперт, можно избежать, если процесс передачи в аренду или продажа памятника будет осуществляться публично и гласно, под контролем общественных и профессиональных организаций.