Федеральная антимонопольная служба готовится к рассмотрению жалобы одной крупной компании на другую. На минувшей неделе к антимонопольщикам обратился АвтоВАЗ, не сумевший договориться с Северсталью о ценах на материалы.
По словам вице-президента автогиганта по закупкам Дамира Кашапова, металлурги планируют в следующем году повысить базовую стоимость стальных листов сразу на треть. Сколько придется платить АвтоВАЗу после повышения цен, топ-менеджер не уточнил. Тем не менее, конечная стоимость металла при таких планах неизбежно возрастет.
Как отмечают Ведомости, АвтоВАЗ ежегодно закупает у Северстали около 60% от общего количества необходимой в производстве стали. Всего же автопроизводителю в год требуется до 500 тысяч тонн металла, по самым скромным оценкам, автозавод будет вынужден поднять цены на «лады» в среднем на 3,5%.
С другим поставщиком, Магнитогорским металлургическим комбинатом, АвтоВАЗу удалось договориться намного быстрее, однако, чтобы сойтись в цене с Северсталью, автогиганту пришлось искать помощи у антимонопольщиков. ФАС, получив жалобу, отвела месяц на изучение ситуации, чтобы не принимать поспешных решений. Представители Северстали, в свою очередь, заявили, что к ним не поступало никаких документов от ФАС, но в то же время подтвердили, что переговоры продолжаются.
Аналитики отмечают, что компании не могут сойтись в цене уже не первый раз: только за 2010 год это уже второй подобный случай. Еще в мае металлурги планировали поднять цены на металлопрокат на 25%, представители АвтоВАЗа, в свою очередь, были согласны лишь на 17%. Когда переговоры ни к чему не привели, Северсталь попросту прекратила поставки. В тот раз в ситуацию вмешался премьер-министр страны Владимир Путин, который порекомендовал главе ФАС Игорю Артемьеву побеседовать с металлургами о структуре ценообразования. О чем конкретно беседовали представители металлургических компаний с Артемьевым, осталось тайной, однако вскоре и Северсталь, и ММК все же подписали контракты с автопроизводителем. «Переговоры были успешными», – единственное, что сообщил прессе генеральный директор Северстали Алексей Мордашов.
По некоторым данным, в прошлый раз АвтоВАЗ согласился на 22%, после чего незамедлительно поднял цены на автомобили. Теперь же руководство автозавода заявляет, что ни на какие уступки не пойдет принципиально.
«Если Северсталь не пойдет на уступки, контракт не будет заключен, – говорит вице-президент АвтоВАЗа Дамир Кашапов. – Завод готов покупать металлопрокат у других производителей».
Впрочем, аналитики придерживаются другого мнения: даже если стороны смогут договориться о цене, это совершенно не значит, что автомобили не будут дорожать. Для сравнения, только за последний год без всякой видимой причины «лады» прибавили в цене десятки тысяч рублей. Добавим, что особенно заметно подорожала «классика», пользующаяся наиболее высоким спросом в программе утилизации.