Имущество религиозного назначения в России будет передано церквям. Госдума приняла в решающем третьем чтении закон, который позволяет претендовать религиозным организациям на такую недвижимость федерального или муниципального статуса. Документ еще при обсуждении получил скандальную репутацию: представители российских музеев высказывались против его принятия, ссылаясь на то, что церковь не в состоянии должным образом позаботиться об имущественных ценностях. Чиновники же уверены, что нашли компромисс между культурой и религией.
Закон, одобренный российскими депутатами, устанавливает порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность, либо безвозмездное пользование из рук «федералов» или же муниципалитета. Основанием для передачи имущества может являться письменное заявление религиозной организации. Направить его надо в уполномоченный орган, который обязан рассмотреть заявление в месячный срок. Имущество же должно перейти в течение двух лет со дня принятия соответствующего решения. В спорных случаях этот срок может быть продлен до шести лет.
Дополнительные гарантии предусмотрены в новом варианте законопроекта и для жильцов, выселяемых из зданий религиозного назначения, и для арендаторов. Жильцам будут предоставлены новые жилые помещения в соответствии с существующими нормами, а аренда не будет расторгаться.
Обсуждение этого законопроекта не раз вызывало скандалы. Резкой критике документ подвергся со стороны музейных работников. Они сомневались в том, что закрытая Русская православная церковь сможет позаботиться о сохранении памятников истории и культуры, стоимость которых исчисляется сотнями миллиардов долларов, на должном уровне. Ссылались на то, что религиозные организации не располагают штатом специалистов, которые исполняли бы эти функции.
Чиновники утверждают, что мнение музейщиков в последней редакции документа полностью учли. Глава комитета по культуре Госдумы РФ Григорий Ивлиев отметил, что им удалось найти компромисс между религией и культурой. Действие закона не будет распространяться на коллекции музейного фонда, а также документы, хранящиеся в Архивном фонде РФ или национальном библиотечном фонде.
Объекты культурного наследия федерального значения могут передаваться в собственность только централизованным религиозным организациям, указывается в законе. В свою очередь, религиозные организации будут выполнять все требования по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включая проведение реставрационных работ и создание условий доступа.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин в открытых источниках высказал мнение, что законопроект разрешает важнейшую для церкви проблему – устраняет противоестественную ситуацию, когда в госсобственности продолжают оставаться тысячи зданий, переданных государством церкви в виде руин. На взгляд священника, ненормально и то, что в музеях хранятся тысячи икон XIX века, не нуждающихся в специальном уходе и эксплуатирующихся в коммерческих целях и не редко бесследно пропадающих.
В Самарской области стол жарких дискуссий законопроект не вызвал. По словам руководителя самарского регионального отделения всероссийского общества охраны памятников архитектуры и истории Игоря Субботина, в нашей области довольно много зданий церквей и религиозных сооружений после революции заняли светские организации. «Например, в церкви преподобного Сергия Радонежского размещался местный дворец пионеров. А в здании синагоги в Самаре – мукомольный завод». Депутат губернской думы Михаил Матвеев, привел пример храма Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии: «Еще будучи студентом истфака, я проходил практику в краеведческом музее, один из корпусов которого размещался в здании этой церкви. Там была представлена экспозиция советского периода. И на том месте, где был алтарь, размещалась выставка подарков, которые жители области отправляли Сталину. Вместо иконостаса стояли сапоги, подаренные вождю от колхозниками». Однако большинству из подобных объектов уже в постсовесткий период было возвращено их исконное предназначение. Церковь в Чапаевске и синагога в Самаре – реставрируются. Храм Веры, Надежды, Любови уже действующий.
«Я положительно отношусь к принятому закону. Во-первых, в этом есть определенный смысл восстановления справедливости. Ведь церкви никогда не принадлежали государству, и после революции, по большому счету, были попросту захвачены государством. Как только заброшенный храм возвращают церкви, он начинает оживать. Настоятель храма тут же становится прорабом и занимается восстановлением разрушенной святыни. А что касается и самих объектов, и культурных ценностей в них хранящихся, то чтобы увидеть их в музее придется заплатить деньги и приобрести билет. Церкви же всегда открыты. Причем для людей разных национальностей и вероисповеданий», – считает господин Матвеев.
Игорь Субботин считает, что сама по себе поднятая проблема очень многогранная. «На мой взгляд, следует индивидуально подходить при решении о передаче того или иного объекта из госсобственности в собственность религиозных организаций. С одной стороны, возвращать религиозные ценности и отношение к ним необходимо. С другой, не во всех случаях это можно сделать. Есть памятники истории и культуры, которые нуждаются в профессиональном сохранении – поддержании определенных температурных режимов и так далее. И музейные работники гораздо лучше знаю, как это делать», – отметил гоподин Субботин.