Неиспользуемые земли должны продаваться, даже если сейчас они находятся в чьей-либо собственности. На этом настаивает президент России Дмитрий Медведев. «Если ты взял эту землю для бизнеса и никаким бизнесом ни фига не занимаешься – продай тогда», – цитирует главу государства федеральные СМИ. При этом остаются неясными законодательные механизмы, которые будут регулировать использование строителями земельных участков, находящихся в собственности.
Владельцы земли должны продавать свои участки, если в течение длительного времени они никак не используются. Такое предложение озвучил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями органов местного самоуправления. «Конечно, у собственника должен быть срок для того, чтобы он посчитал для себя выгоды, оценил свои финансовые возможности, но это не может продолжаться вечно: ну два года, ну три года, ну нет у тебя денег – продавай», – настаивает президент.
Глава государства напомнил, что ранее он давал поручения относительно ответственности за неиспользование земли, но несмотря на то, что соответствующий законопроект готов, никакого движения нет. Дмитрий Медведев пообещал вернуться к этой теме в сентябре – на заседании с представителями органов местного самоуправления. «И я боюсь, что нужно уже меры принимать, кулаком по столу стукнуть», – пригрозил руководитель страны.
Для Самарской области проблему неиспользуемых земельных участков под застройку актуальной назвать сложно. «Напротив, в определенной степени можно говорить о дефиците свободных земельных участков под строительство, не обремененных ветхими зданиями, подлежащими сносу», – отмечает директор по экономике и финансам ГК «Материк» Сергей Рыжков. Кроме того, подобные процедуры по продаже земельных участков, средств на развитие которых у собственника пока нет, происходят в Самаре довольно часто.
Если же говорить об ответственности, которую предусматривает законопроект за неиспользование земельного участка, то правовой механизм его остается не совсем ясен. «Сейчас действует закон, по которому застройщик лишается прав на арендуемый у области или муниципалитета участок под строительство, если земля не осваивается в течение трех лет», – рассказывает Сергей Рыжков. Но предпринять такие меры, чиновники могут только по отношению земельных участков находящихся в муниципальной, федеральной или собственности субъекта федерации. Когда же земля оформлена в собственность строительной компании, право использовать, владеть и распоряжаться участком в рамках, определенных земельным законодательством полностью принадлежит инвестору. «Конечно застройщик всегда ограничен видом разрешенного использования того или иного земельного участка. К примеру, на землях сельскохозяйственного назначения не может вестись строительство жилья. И напротив, на участке по ИЖС нельзя построить свиноферму. Возможно, новый закон будет более жестко контролировать именно целевое использование земель», – комментирует г-н Рыжков. Другое дело, что бездействие по отношению к земельным участкам, находящимся в собственности, до сих пор законодательно как нарушение не квалифицировалось.
Кроме того, некоторые эксперты опасаются, что готовящийся законопроект не будет лишен серьезной коррупционной составляющей, ведь именно чиновники будут решать, насколько правильно или неправильно используется земельный участок. Тем более, что далеко не всегда можно визуально определить, ведется ли на том или ином участке какая бы то ни было работа, поскольку проектирование, получение технических условий и многое другое не редко затягивается на несколько лет.