Родной наш отечественный автопром, наконец, начинает возвращаться к прежним объемам производства. Такой вывод напрашивается из обзора, опубликованного на днях агентством «АСМ-Холдинг».
По данным аналитиков компании, российское производство автомобилей за первые два месяца 2010 года выросло на 58,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Всего за два месяца с конвейеров автозаводов страны сошло 114 680 машин, в том числе грузовиков и автобусов.
«Столь высокий темп прироста был обязан существенному увеличению выпуска легковых автомобилей, выросшего на 65% до 101 557 единиц с начала года», – говорится в отчете компании.
Выпуск грузовиков, хоть и увеличился, но не так значительно – на 27,7%. Всего за январь-февраль в стране было произведено 10 850 единиц такой техники. Незначительно сократилось лишь производство автобусов – на 7,4%, составив 2303 машины.
Таким, на первый взгляд, триумфальным достижениям отечественных производителей эксперты находят несколько объяснений.
«Сравнение с январем-февралем 2009 года в некоторой степени некорректно, – говорит экономист Юрий Демиденко. – Начало прошлого года прошло под знаком экономического кризиса, и практически каждому производителю пришлось пересмотреть свои возможности. Многие заводы, как вы помните, перешли на сокращенный режим работы».
Увеличение выпуска новых машин сразу на 58% говорит о том, что автомобильную промышленность хоронить еще рано, как это поспешили сделать в разгар антикризисных программ некоторые аналитики. Пациент живее всех живых, что бы там ни говорили.
«Подъем производства можно объяснить еще и программой утилизации. Производители стараются подготовиться к предстоящему повышению спроса на отечественные автомобили», – продолжает Юрий Демиденко.
Если обратиться к статистике отдельных автопроизводителей, можно заметить, что основной прирост общего числа выпущенных машин обеспечили крупнейшие заводы. К примеру, с конвейеров «КАМАЗА» сошел 3591 грузовик (+31,3%), «АвтоВАЗ» за два месяца выпустил более 40 тысяч автомобилей (+74,5%). Группа «Автотор», занимающаяся сборкой иномарок, произвела почти 11,5 тысячи машин и показала наиболее высокий рост производства – сразу 443,4%. В то же время результаты соцопросов показывают, что около половины потенциальных участников программы утилизации склоняются к выбору отечественной иномарки. Госпрограмма уже набирает обороты: по крайней, мере, аналитики уже сейчас отмечают мартовское оживление на рынке.
Фактически это говорит о том, что автомобильный рынок в России восстанавливается после затянувшегося кризиса. Спрос рождает предложение – и вот производители с новой силой начали выпускать машины.
Пик минимальных продаж пройден, в один голос говорят аналитики: хуже всего машины продавались в первые два месяца наступившего года. Тем не менее, большинство из них предпочитают не торопиться с выводами, а подождать еще несколько месяцев, чтобы заявить об окончательном восстановлении рынка.