Женя всю свою жизнь был тем самым красавчиком из фильмов: состоятельная семья, повышенное внимание девушек. В 11 лет он связался с наркотиками, думая, что так станет еще круче. Но это обернулось тяжелой зависимостью. В наркотическом забытье юноша прожил почти 16 лет, и, пока его друзья умирали от передозировок, попадали в тюрьму и лечебницу, он смог выкарабкаться. Мы встретились с Женей в сообществе анонимных наркоманов, чтобы узнать, как сложилась его жизнь и что помогло справиться с зависимостью.
«У всех был пример того самого родственника, что опустился на дно»
— Женя, расскажи немного о своей семье и детстве.
— Я не могу сказать, что моя семья неблагополучная. Меня не били, как обычно это бывает в историях про зависимость. Я родился в полной семье. У меня не было особенных лишений: мне покупали одежду, я ходил в хорошую школу с музыкальным уклоном. У меня мама работает в налоговой службе — клерк офисный, а отец организатор крупных мероприятий в Самаре. Но атмосфера в семье часто бывала накаленной, агрессивной, много обид, какой-то злости, поэтому мне в то время хотелось чаще бывать в компании друзей во дворе, чем дома, ведь там не было ощущения безопасности.
На улице я часто сталкивался с чем-то на грани, запрещенным. В школе был ярким и даже слегка наглым ребенком, выскочкой, но творческим. Занимался музыкой, футболом. Спорт особенно нравился. Хотел проявляться за счет негатива, по-злому. Поэтому учителя либо очень меня любили, или буквально ненавидели, были лишь две крайности.
— Как ты связался с наркотиками?
— Это случилось как-то быстро. Я думаю, что у тысяч людей, что страдали от зависимости, всё начиналось с алкоголя в школе. У меня — точно так же. В шестом классе я попробовал его с одноклассниками. Мне понравилось. Покурить марихуану предложили во дворе ребята в 11 лет, и я согласился. Хотел быть, как мне тогда казалось, крутым, получать больше внимания.
— Был какой-то страх перед употреблением?
— На тот момент о негативных последствиях я не знал. Вернее как. У многих были же примеры дальних родственников наркозависимых, они практически все вводили наркотик внутривенно. Поэтому мне казалось, что покурить травку за употребление и не считается. Были знакомые, которые уже пробовали наркотики, и все как один заявляли мне, что это гадость, им не понравилось и зависимости нет.
— Какими были твои ощущения?
— Я не скажу, что это было как-то по-особенному. Мы курили во дворе, компанией. Я ничего не почувствовал такого. Был важен сам факт. Мне казалось, что это то, чем я могу козырять, хвастаться в разговоре со старшеклассниками и сверстниками. Казалось, что я становлюсь крутым, значимым. Меня просто тянуло к чему-то плохому.
— Ты знал о последствиях употребления наркотиков?
— Возможно, родители, учителя в школе затрагивали эту тему.
— Твои родители и близкие догадывались, что ты употребляешь?
— В том раннем возрасте мне кажется, что нет. Я даже не представляю, как родители бы пережили эту новость. Сейчас посмотреть на ребят 11 лет — это абсолютные дети. Догадываться родители начали ближе к переходному возрасту. Тогда мое употребление время от времени перерастало во что-то постоянное. Тогда я уже употреблял амфетамин. На частоту употребления сказывался стресс. Мне тяжело давалась учеба, поэтому я считал, что проще всего забить на это и расслабиться, употребив. Только проблемы это не решало, и жизнь превращалась в замкнутый круг. У родителей стали появляться вопросы. Я возвращался домой поздно, грубил, забивал на школу, они замечали мой потерянный взгляд, пытались разговаривать, хотели как-то помочь, иногда угрожали и в чем-то ограничивали, но это не работало. В 15 лет они нашли у меня пакет амфетамина, спрашивали, что это, хотя всё казалось очевидным. В итоге получилось оправдаться. Они были в шоке, но мне тогда их чувства казались чем-то неважным. Главное было — отмазаться. С того самого момента меня начали конкретно проверять, подозревать. Отношения постоянно были накалены, а от этого росло и желание употребить.
«Я выбрал наркотики вместо девушки»
— В какой момент ты понял, что употребление переросло в зависимость?
— Лет в 15. У меня на тот момент были отношения с девочкой старше. Я был влюблен. Она не была сильно против моего употребления. У нас всё шло хорошо, но в какой-то момент появился выбор. Либо пойти погулять с ней, что нормально в том возрасте, все-таки у вас отношения, вам приятно проводить время вместе. Либо пойти к друзьям и употребить. Я выбрал второе. Она не обиделась, просто тот выбор в моей голове отпечатался.
— У тебя были друзья?
— Да, на тот момент в моем окружении еще были люди, не связанные с наркотиками, но постепенно сформировалась компания именно тех, кто употребляет.
— Какие наркотики ты употреблял?
— Всё началось с алкоголя и марихуаны. У меня сейчас нет сомнений, что алкоголь это точно такой же наркотик, который влияет на людей по-разному. Для меня он всегда был трамплином к употреблению. Потом появился амфетамин, химические наркотики китайские, мефедрон. Употреблял спайс, пока он был в магазинах. Не было конкретного вещества, на котором я бы сидел.
— Не было страха умереть? Ведь мефедрон и амфетамин — очень опасные наркотики.
— У организма вырабатывается толерантность к наркотикам — если долго что-то употребляешь, оно уже не так вставляет. Поэтому наркоманы всегда ищут что-то новое. У меня осознанный страх перед употреблением появился лишь после 25 лет. До этого всегда казалось, что со мной ничего не случится, несмотря на то, что в моем окружении от наркотиков уже начали умирать люди.
— Что именно заставляло тебя каждый день употреблять?
— Тяга — это чувство, как злость, раздражение. Просыпаешься утром, чувствуешь это, прокручиваешь мысль в своей голове как позыв к действию. Ты не думаешь о последствиях.
— Насколько затратным было твое увлечение наркотиками?
— Я порой удивляюсь, как находил деньги на это. В 22 года, например, работал в одной компании, где мой оклад был 20 тысяч рублей. И вот приходит тебе аванс в 5 тысяч рублей, из которых 4 тысячи сразу же в этот же день идут на наркотики, а на тысячу рублей нужно как-то прожить остальное время. Это если говорить о приоритетах, на которые так сильно влияет зависимость. В употреблении я жил за счет родителей, но когда у меня случались ремиссии — переезжал жить отдельно и снимал квартиру.
— Как долго удавалось держать себя в состоянии ремиссии? Что помогало и почему ты снова срывался?
— Перерывы в моей зависимости длились около трех месяцев и чаще всего были связаны с новыми отношениями. Я влюблялся, влюблялись в меня. Это давало ту легкость, положительные эмоции, и я на время мог забыться от употребления. А потом начинались проблемы, стресс, и всё возвращалось на круги своя.
— У тебя были передозировки?
— Да, конечно, но это не были такие передозировки, как при внутривенном употреблении. Помню, как-то раз, может, доза оказалась чуть больше, и в ванне меня повело, я упал головой на плитку. Этот удар вернул меня в сознание, но передозировка на мою зависимость не повлияла. Если мне не изменяет память, я употребил в этот же день. Был у меня и бэд-трип. Мы употребили с другом во дворе, и к нам подошел бездомный пес, начал нюхать мою руку. В какой-то момент в голове засела мысль, что это полицейская собака и сейчас нас точно закроют. Я просто был в панике и, только когда отпустило, понял, что это была лишь галлюцинация.
Бэд-трип — сленговое выражение, описывающее негативные, потенциально опасные для психики переживания.
— За что во время употребления было наиболее стыдно?
— Чтобы достать деньги на наркотики, я сдавал вещи в ломбард. Несколько раз относил телефон «Нокиа», уже с цветным экраном, который мне подарили родители на день рождения. Это было очень больно. Я чувствовал, что предал их, но тогда казалось, что у меня не было выбора. Понимаю, звучит как оправдание, но, когда испытываешь эту тягу, влияние друзей, неосознанный возраст, наркотики — это кажется нормальным. Были кражи у родителей. Был случай, когда девушка взяла ради меня кредит на 70 тысяч рублей, чтобы меня отмазать. Тогда я вляпался в неприятную историю из-за наркотиков. Потом это ощущение предательства окружающих притупилось.
— Как наркотики сказались на твоем здоровье?
— Физически мне повезло, наркотики повлияли лишь на мою психику. Мне потребовалось лечение у психиатра.
«Не было понимания, что нужно что-то бросать»
— В какой момент ты решил бросить?
— Я пытался сделать это несколько раз. В подростковом возрасте не было понимания, что что-то нужно бросать, а после 20 я первый раз попытался прийти в сообщество анонимных наркоманов. Помню, как пришел на встречу, а там мужчина рассказывал про свой путь, как он кололся. Тогда я подумал, что всё это бред и точно не про меня. Это они наркоманы, а я нет, я же не колюсь, но всё оказалось иначе. Второй раз, осознанно, пришел в сообщество уже в 27 лет.
— Что послужило триггером?
— Решающими стали сразу несколько факторов. Во-первых, мой организм уже выработал достаточно сильную толерантность к веществам. Я мог употребить три вида наркотиков одновременно и всё равно не получить желаемый эффект. Во-вторых, моя психика уже была изрядно надломлена. Я не мог выходить туда, где есть большое скопление людей. В магазинах случались панические атаки, появлялся беспричинный страх до тремора. В-третьих, бросить наркотики меня побудило расставание с девушкой. Это были достаточно длительные отношения, два года. У меня снова случился срыв, не было денег, мы разъехались, стали реже видеться, и всё закончилось. Если раньше разрывы всё больше толкали меня на употребление, то тут как будто стало точкой. Я пришел в сообщество и с того момента не употребляю. Чист уже почти три года.
— Что помогло бросить?
— Система и поддержка людей, которые меня понимают. Наркомания — это болезнь. Сейчас я каждый день прихожу на занятие в сообщество анонимных наркоманов. Мы рассказываем друг другу истории своей борьбы с зависимостью. Каждый член сообщества должен найти себе наставника — человека, который тебя вдохновляет. У меня он тоже есть. У нас с ним похожие истории, и он смог справиться. Сейчас у него большая семья, дети, хорошая работа. Я тоже мечтаю реализоваться в жизни. Бывших наркоманов не бывает. То, что сейчас, — это ремиссия. Поэтому важно постоянно себя держать в руках. Мы отмечаем достижения друг друга медальками, что прошли тот или иной отрезок времени без употребления.
— Бывали попытки сорваться?
— Мысли и желание употребить никуда не делись, просто со временем они появляются всё реже. Я занимаюсь спортом и стараюсь гнать их от себя. Если зацикливаюсь на мысли — звоню наставнику за поддержкой. Здесь у меня появились друзья. Да, они тоже связаны с наркотиками, но они не употребляют, и у нас одинаковые цели, не возвращаться к этой странице своего прошлого, пережить ее.
«Пытаюсь возместить свою вину перед родителями»
— Как сейчас складывается твоя жизнь?
— У меня появились отношения. Моя девушка меня поддерживает. Я нашел постоянную работу. Сейчас пытаюсь как-то возместить свою вину перед родителями. Они пережили огромный стресс из-за моей зависимости. Я уделяю семье время, стараюсь общаться. У меня никогда не было таких доверительных отношений с отцом. Я вижу, что ему сложно, но он тоже идет мне навстречу. Даже доверял рабочие проекты. Мы стараемся налаживать эту связь. Я говорю им о своих чувствах, что люблю их. Это вообще сложная история, думаю, не только для людей, которые зависимы. В то же время пытаюсь реализовываться, и это их радует. Раз в неделю-две мы точно встречаемся, прихожу к ним в гости. Этот процесс должен происходить, он нивелирует старые обиды.
— Что бы ты посоветовал подросткам, которые думают о том, чтобы попробовать наркотики?
— Мне очень хочется сказать, чтобы они никогда не употребляли наркотики, но я знаю, что это не поможет. Если человек хочет это сделать, он найдет способ. Главное — не бояться обратиться за помощью. У людей, которые употребляют, конец известен — тюрьма, больница, смерть. Мне повезло, что я нашел выход. Маячками, чтобы определить, что человек на грани, могут стать следующие пункты: он не может остановиться в употреблении, отношения с людьми вокруг разрушены, человек постоянно врет и чувствует отчаяние. Главное — не доверять своей голове и просто бросать, механически. Прийти в сообщество — это один из способов, и он мне помог.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.