В Самарской области снова увеличился уровень смертности населения. Региональный Минздрав утверждает, что причиной гибели большинства людей стал коронавирус. Но ведь не только он один. Как же будет развиваться ситуация дальше с учетом новой волны COVID и ограничения работы поликлиник? Разбираемся в нашем материале.
Почему выросла смертность
Значительное увеличение показателей смертности в Самарской области началось еще в 2020 году. Тогда одной из основных причин гибели людей были заболевания сердечно-сосудистой системы. Министр здравоохранения региона Армен Бенян говорил, что это связано и с коронавирусом. По его словам, вирус влияет на свертываемость крови и провоцирует ее сгущение. В результате это и приводит к гибели пациента.
А вот глава регионального правительства Виктор Кудряшов не исключал, что сыграл роль и перевод больниц в режим работы COVID-госпиталей. Судя по его словам, помощь пациентам с неинфекционными заболеваниями оказывали не в полном объеме.
В 2021 году тенденция продолжилась. По данным Самарастата, за январь — ноябрь 2021 года в Самарской области умерли 52 966 человек. Это на 5921 человека больше, чем за аналогичный период 2020-го.
— Смертность превысила рождаемость более чем в 2 раза. Население сократилось на 27 753 человека. Естественная убыль населения наблюдалась во всех городах и районах Самарской области. Исключением стал только Волжский район, — сообщили в Самарастате.
В региональном Минздраве называли три самые распространенные причины смерти людей в Самарской области. На первом месте — болезни системы кровообращения, на втором — коронавирус, на третьем — болезни нервной системы.
При этом глава ведомства добавил, что всё же именно COVID является главным виновником такой печальной тенденции.
— Показатели смертности населения растут по всей России. В 85% случаев это обусловлено новой коронавирусной инфекцией. К наиболее распространенным причинам смертности также относятся заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной систем. Причем в некоторых случаях осложнения у пациентов возникли на фоне COVID-19. Известно, что новая коронавирусная инфекция негативно влияет на свертываемость крови и сосуды. Пациенты переносят инсульты и инфаркты спустя 2–3 месяца после выздоровления от COVID-19. Поэтому важно наблюдать за собой и обращаться в поликлинику. Все переболевшие могут записаться на углубленную диспансеризацию, — рассказал Армен Бенян.
Пропустят болезни?
Однако с новой волной коронавируса, которую в начале 2022 года спровоцировало распространение штамма омикрон, пришли и новые проблемы. Работу поликлиник ограничили. Приостановили проведение диспансеризаций, плановых профосмотров и консультаций у узких специалистов, чтобы была возможность принять больше ковид-пациентов.
А ведь и до этого в поликлиниках были проблемы с приемами узких специалистов. Многие из них, а также врачи, работающие в больницах, перешли работать с COVID-пациентами. Большинство — терапевты и хирурги, а также акушеры-гинекологи, стоматологи, эндокринологи и другие специалисты. Исключение составляют онкологи, кардиохирурги и сотрудники тех больниц, что оказывают экстренную помощь (в Самаре — больница имени Пирогова и больница имени Семашко).
В Минздраве признают, что приостановка диспансеризаций и плановых профосмотров не есть хорошо, ведь они призваны выявлять заболевания на ранних стадиях. Что касается приема узких специалистов, то тут жителям советуют проявлять настойчивость при необходимости.
— Когда человек всё же хочет попасть на прием специалиста, нужно обратиться в учреждение, Минздрав. Вопрос рассмотрят и консультацию организуют. Прошу жителей при возникновении проблем с коммуникацией искать альтернативные варианты. Если вы не дозваниваетесь до регистратуры, обратитесь на горячую линию Минздрава. Если и там вам не отвечают — пишите в аккаунты министерства в социальных сетях. Мы ежедневно отрабатываем обращения, по каждому пациенту работаем индивидуально, — посоветовал министр здравоохранения Самарской области.
От легкого имиджа омикрона до смертей
Да и тем, ради кого изменили режим работы поликлиник, приходится туго. На приемы к врачам — огромные очереди. И хоть разрешили оформлять больничные по телефону, удается это сделать далеко не всем. Региональные власти уже признали, что проблема — организационная, пообещав ее решить.
— Сейчас жители это трактуют как ЧП, когда в условиях пандемии приходится стоять в очередях. Это непосредственно влияет на социальное самочувствие людей и состояние их здоровья. Все усилия необходимо принять для того, чтобы люди с этими сложностями не сталкивались и своевременно получали медицинскую помощь. Мы должны понимать, что это претензии не к врачам и медсестрам. Это претензии к организаторам здравоохранения, в первую очередь к руководителям учреждений, — высказался губернатор Дмитрий Азаров.
С обеспокоенностью врачи и чиновники говорят и о том, что среди заболевших много детей — от младенцев до подростков. Параллельно увеличилось число тяжелых случаев коронавируса. Коечный фонд в COVID-госпиталях пришлось расширить на 1000 мест, так как стало больше людей, которым потребовалась госпитализация. Если недавно в больницы с ковидом попадали по 10–15 человек в день, то сейчас — около 100.
В самарском правительстве считают, что на это повлиял имидж омикрона.
— У нас пациентами ковидных больниц становятся не только люди старше 60 лет, но и более молодые, потому что «пересиживают» дома. В некоторой степени в СМИ создался имидж омикрона как заболевания, которое протекает легко, чуть ли не как насморк. Безусловно, это на людей повлияло, и категории риска, непривитые жители старше 60 лет, еще больше уверились, что могут легко переболеть дома. Но самолечение зачастую через 4–5 дней начинает приводить к тяжелому течению. Если кто-то заболел, «затяжелел» — надо предпринимать меры, чтобы люди как можно быстрее оказались в фокусе внимания здравоохранения. Иначе мы видим печальные истории, к которым приводит несвоевременное обращение за медпомощью, — высказался зампред правительства региона Александр Фетисов.
К чему приведет новая волна коронавируса
Федеральные эксперты предрекают увеличение показателей смертности от коронавируса.
— Сейчас распространение идет активно среди людей до 35 лет, и эта группа менее отягощена наличием иных заболеваний, поэтому госпитализаций меньше. Но неизбежно коронавирус уходит и в другие группы, критические, поэтому приходится ожидать кратного роста госпитализаций и, к сожалению, роста смертности. Очень тонкое место больничной системы — это педиатрия, так как дети в большей степени подвержены заболеванию омикроном. Детских реанимационных мест в больницах попросту меньше. И второе, самое сложное место — это служба скорой помощи. Ожидается, что к 20–25 февраля вся Россия встретится с омикроном. Это создает колоссальную обращаемость клиник и с учетом общего дефицита кадров приводит к ограничению доступности медицинской помощи, — считает врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев.
По его словам, также нужно помнить и о долгосрочных последствиях:
— Это нарушение здоровья у населения, которое будет затрагивать от 20–30% больных коронавирусом. Это люди, которые будут относиться к группе с постковидным синдромом. То есть в целом здравоохранению будет нелегко в ближайшие годы. На это накладывается отложенный спрос на нековидные обращения.