В Самарской области выросла заболеваемость коронавирусом среди детей. К сожалению, есть и смертельные случаи. Как лечат малышей? Хватает ли оборудования, мест и лекарств? И какие меры предосторожности стоит принять, чтобы защитить ребенка от заражения? Об этом в интервью 63.RU рассказал главный врач Самарской областной детской инфекционной больницы Сергей Китайчик.
— Сергей Михайлович, расскажите, различаются ли симптомы COVID-19 у детей и взрослых?
— Начну с того, что в начале пути, то есть с весны 2020 года, у нас и во всем мире была установка, что дети ковидом не болеют или болеют в очень легкой форме. Сейчас всё изменилось. Молодые люди стали чаще заражаться, тяжелее протекает болезнь. Причем заболевают дети разных возрастов: и школьники, и дошкольники, и новорожденные. Одним словом, сейчас коронавирус охватывает всю возрастную группу от 0 до 18 лет.
Если буквально год-полтора назад мы не видели тяжелых и среднетяжелых форм коронавирусной инфекции у детей, то теперь 10–15% переносят болезнь в тяжелых формах. Около 3% случаев требуют интенсивной или реанимационной помощи. К сожалению, появились первые летальные случаи. Сюда входят и дети на первых месяцах жизни, дети до 3 лет, 6 лет. В нашем стационаре двое погибших.
— А хватает ли в Самаре детских врачей, коек и кислорода?
— Хватает. Койки для COVID-пациентов есть в нашем стационаре, в тольяттинской городской больнице № 5. Сейчас прорабатывается вопрос открытия дополнительных коек в больнице Середавина, если детям с коронавирусом будет необходима какая-то экстренная хирургическая помощь.
Что касается кислорода, то у детей с коронавирусом его потребление значительно меньше, чем у взрослых. Поэтому в детских стационарах запаса вполне хватает. Лекарств тоже вполне достаточно. Тем более что лечение ковида у детей и у взрослых отличается. Нет потребности в определенных препаратах.
— В каких случаях детей с коронавирусом нужно госпитализировать? И какие требования к взрослому, который собирается ложиться в стационар вместе с ребенком?
— Госпитализация нужна детям со среднетяжелыми и тяжелыми формами коронавирусной инфекции, с наличием поражения легких, кишечника и так далее. Легкие формы болезни могут лечить и в амбулаторных условиях, что в большинстве случаев и происходит.
Конечно же, госпитализируют детей, у которых есть неблагоприятный преморбидный фон, то есть фоновые состояния: поражения центральной нервной системы, хронические заболевания, лейкоз. В таком случае желательно их госпитализировать даже при легких формах.
К родителям особых требований нет, кроме жестких противопоказаний к госпитализации. Например, мать болеет туберкулезом и не может находиться в коллективе.
Плюс надо помнить, что когда заболевает ребенок, то могут заразиться и родственники. Потом они заражают своих собственных детей. Иногда к нам поступают и родители, которые сами больны ковидом.
— Требуется ли QR-код родителям, которые госпитализируются с детьми?
— Никаких кодов нам пока не надо — мы получаем информацию, что родственник ребенка привит или переболел, через базы данных. Это идеальный вариант.
— Взрослым, перенесшим ковид, положены дополнительные обследования. А для детей есть подобный перечень?
— Безусловно. Есть методические рекомендации, они совершенствуются. Чем больше мы узнаем о ковиде, тем больше у нас расширяется кругозор в плане ведения больных и в плане дальнейшего наблюдения после перенесенного заболевания. Постковидный синдром, к сожалению, имеет место. Это и дальнейшее поражение сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы. После перенесенного ковида детям тоже требуется диспансеризация, наблюдение у детского врача и при необходимости наблюдение у узких специалистов. Ребенок должен быть в зоне внимания как медиков, так и родителей. Я бы рекомендовал посещать участкового врача в течение года после перенесенного коронавируса.
— А насколько сильно коронавирус подрывает иммунитет ребенка?
— Мой сорокалетний опыт работы подсказывает: любая инфекционная патология снижает иммунную защиту. Нужно определенное время для восстановления, иногда с использованием лекарств. COVID — та же самая вирусная инфекция. Он, безусловно, угнетает иммунную защиту. Это аксиома. На какой срок — пока всё в стадии изучения. Но могу с уверенностью сказать, что первые три месяца ребенок должен быть под пристальным вниманием педиатра.
— Дети много находятся в коллективе: в детском саду или в школе. Как обезопасить ребенка?
— Во-первых, ребенок должен одеваться по погоде, не должен переохлаждаться. Во-вторых, на мой взгляд, вся семья должна быть привита. Это в какой-то мере уже обезопасит от того, что кто-то из взрослых заболеет и заразит малыша. Если у ребенка изменяется состояние (появляются кашель, насморк, чихание, температура), не надо вообще приводить его в коллектив. Он уже должен быть в изоляции. Нужно вызывать доктора, чтобы он поставил диагноз и определил объем медицинской помощи.
В самом детском учреждении должен работать определенный фильтр. Для этого там есть медицинские работники, есть соответствующий персонал, который должен выявлять опасность заражения. Для этого, как и во всех аэропортах, магазинах, нужно измерять температуру и так далее.
Следующий момент. Гигиенические нормы, которые следует соблюдать в самом коллективе. Это и проветривание, и влажная уборка того помещения, где находится ребенок, обработка рук.
Ну и, наконец, последнее. Это крик моей души. Не должен ребенок сейчас, особенно в период подъема заболеваемости, гулять с родителями по торговым центрам, не должен ходить на какие-то развлекательные мероприятия. Чем меньше больших контактов, тем меньше вероятность, что ребенок заболеет и принесет это в тот самый коллектив.
Что касается вакцинации детей. Пока всё только в стадии разработки. В некоторых странах уже обозначено, что начнут прививать детей, но старшего возраста, с 12–14 лет. В России тоже идет разработка вакцины для детского возраста. Возможно, она даже будет назальная. Но пока это в перспективе, и у детей старшего возраста.
— Можно ли делать ребенку прививки по графику, например АКДС, во время пандемии?
— Пропущенная прививка — это не есть хорошо. Но во время подъема заболеваемости, если введены определенные карантинные мероприятия, в том числе и в поликлиниках, конечно, на какое-то время можно отложить другие прививки. Но в целом каких-либо противопоказаний для проведения других вакцинаций нет. Последнее слово за доктором. Он осматривает ребенка, выясняет эпидемиологическую обстановку в семье.
Вакцина АКДС, выпускающаяся в двух разновидностях — АДС и АДС-М, защищает от столбняка, дифтерии и коклюша.
— Передаются ли антитела с грудным молоком и можно ли вообще кормить грудью, если мама болеет ковидом?
— Обратимся к мировому опыту. Любой детский врач знает: грудное вскармливание — неотъемлемая часть развития детей первого года жизни. Грудное молоко рекомендуется использовать детям даже с коронавирусом.
Но надо понимать, что одно дело, когда женщина болеет в легкой форме и не принимает лекарства. А другое дело, когда у женщины среднетяжелая и уж тем более тяжелая форма коронавирусной инфекции. В этом случае ей, конечно, уже не до кормления грудью. У нее просто сил на это не будет. Не говоря уже, что мать принимает лекарства, которые через молоко могут попасть в организм ребенка, а они категорически запрещены для использования в этом возрасте.
Так что здесь всё исходит из тяжести состояния кормящей и использования лекарств. Если COVID-19 протекает в легкой форме, если больная не использует лекарств, которые вредны для ребенка и могут передаться через грудное молоко, то можно использовать грудное вскармливание. Естественно, с определенными защитными вещами, такими как маска, мытье рук, обработка груди и соска и все те гигиенические процедуры, которые нужны, когда человек болеет.