TOLYATTY
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Тольятти

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

зап.

754мм 63%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Здоровье Всё о коронавирусе интервью «COVID-19 либо ослабнет, либо исчезнет»: инфекционист — о перспективах коронавируса

«COVID-19 либо ослабнет, либо исчезнет»: инфекционист — о перспективах коронавируса

Ирина Роганова ответила на самые популярные вопросы о COVID-19

Во время пандемии все защищаются как могут, противогаз тоже вариант

Число заразившихся коронавирусом в Самарской области растет с каждым днем. При этом одни впадают в панику, а другие пребывают в уверенности, что ничего не происходит и бояться ровным счетом нечего. Все-таки страшен ли COVID-19? Чего нам ждать? Есть смысл в масках и антисептиках? Можно ли заразиться коронавирусом повторно? Есть вообще у человечества шансы пережить эту пандемию? Эти и другие вопросы мы обсудили с главным внештатным специалистом Минздрава Самарской области по инфекционным болезням Ириной Рогановой.

Ирина Владимировна работает на кафедре инфекционных болезней в медуниверситете

«У нас давно циркулируют четыре разновидности коронавирусной инфекции»


— Пока в России ситуация с коронавирусом не такая драматичная, как была в Европе несколько недель назад. Как считаете, с чем это связано? У нас делают мало тестов? Или пик еще не наступил?

— В нашей стране пока ситуация более благоприятная. Паниковать не нужно ни в коем случае. У нас перед глазами опыт Китая, которой смог справиться с пандемией довольно быстро. Наша страна предприняла серьезные шаги на опережение: были закрыты границы с Китаем, начали вводить ограничительные меры, активно выявлять приезжих и контактных, чтобы максимально сдержать рост числа больных.

Самое надежное сейчас — это самоизоляция. Человечество пережило множество пандемий, и был выработан метод карантина, чтобы инфекция не распространялась за пределы пункта или города.

Ирина Владимировна Роганова — главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Самарской области по инфекционным болезням, кандидат медицинских наук, сотрудник кафедры инфекционных болезней СамГМУ. В 1986 году окончила Куйбышевский медицинский институт. С 1986 до 1990 года работала в должности научного сотрудника санитарной микробиологии в Куйбышевском НИИ гигиены. С 1990 года работает в Самарском медицинском университете, с 2003 года — доцент.

— Многие говорят, что в самоизоляции нет смысла, если кому-то разрешено ходить на работу и, соответственно, ездить в общественном транспорте. Как вы считаете?

— Я считаю, что самоизоляция, даже и с послаблениями, необходима. Коронавирусная инфекция относится к семейству ОРВИ. А где мы заражаемся ОРВИ? Там, где много людей: на работе, в общественном транспорте. Стараться там не бывать: не ездить в транспорте, перейти на удаленный вариант работы.

У каждой вспышки инфекции есть естественный биологический итог: она начинается, набирает активность, наступает пик, а потом все идет на спад. В Великобритании решили так: раз эпидемия, надо приобрести иммунитет и лучше переболеть. Это один из вариантов. Это экономически более выгодно, но это грозит гибелью людей. В нашей стране идет борьба за человеческие жизни. А чем меньше больных, тем меньше людей погибнет. Поэтому призываю всех: раз объявили режим самоизоляции, соблюдайте его, пожалуйста.

— COVID-19 называют новой коронавирусной инфекцией. То есть, получается, человечество уже знакомо с коронавирусом?

— Давно циркулируют четыре разновидности коронавирусной инфекции, которые вызывают симптомы по типу легкого ОРВИ и опасения не вызывают. На протяжении XXI века появились две разновидности, которые протекают тяжелее. Это SARS, или атипичная пневмония. Вирус пошел из Китая в 2002 году и циркулировал семь месяцев. И MERS, он активно циркулировал в 2012 году. Когда начали изучать этот вирус, то оказалось, что он поражает легкие. И бо́льшая степень обсеменения наблюдалась у старых мышей. Поэтому и тогда, и сейчас пожилые люди — в зоне риска.

— Главное — не переборщить с антисептиками, — рекомендует Ирина Владимировна

— Что скажете о детях? Входят они в зону риска? Вначале говорили, что эта форма коронавирусной инфекции не распространяется на детей и подростков, а потом заболевание начали находить и у них.

— Обычно для ОРВИ две уязвимые группы — дети до 3–5 лет, пока иммунитет еще окончательно не сформировался, и люди старшего возраста, когда иммунитет уже ослаблен и много хронических заболеваний. Новой коронавирусной инфекции дети подвержены меньше. Это впервые увидел Китай. Процент заразившихся среди детей небольшой. Ученые считают, что дети могут болеть, но легкой формой. Бывают единичные случаи сложного течения болезни. Но это, как правило, у детей с врожденными недугами, с хроническими заболеваниями легких, сердца, иммунодефицитом и другими проблемами со здоровьем.

— Как считаете, когда пик заболеваемости в Москве и в Самарской области?

— Делать прогнозы — дело неблагодарное. Сейчас мы анализируем нарастание новых случаев, каждый день число прибавляется. И можно сказать, Москва уже близка к пику. Как дальше сложится ситуация в Самарской области, пока непонятно. Решающими во многом станут майские праздники. Поэтому призываю всех соблюдать режим самоизоляции и на майские праздники не встречаться большими компаниями.

«Сценария, как в Италии, у нас быть не может»


— Какой сценарий для нас наиболее вероятен — китайский или европейский?

— Когда пандемия закончится, тогда и сможем с точностью сказать. В Китае были введены очень жесткие меры дисциплины. Мы подготовились заранее, продумали, куда госпитализировать людей. И сценария, как в Италии, у нас быть не может. У нас свой путь. Главное — позитивно настраиваться и не паниковать. Все эпидемии заканчиваются, даже если ничего не делать. А мы все-таки делаем многое для того, чтобы сократить количество больных.

По мнению Ирины Рогановой, мы успели подготовиться к пандемии: обучили врачей и выделили дополнительные койки в больницах

— Сталкивалась с таким мнением: для каждой инфекции нужен процент людей, который должен переболеть, чтобы сформировался суммарный иммунитет. Сколько человек должно переболеть, чтобы новая коронавирусная инфекция отступила?

— Для коронавирусной инфекции считается, что если 50% людей имеют антитела, то вирус отступит. Ведь новые вирусы появляются каждые 2–3 года, но их можем просто не замечать.

Новый вирус образуется из природы, а она живет по своим законам. Резервуар для коронавирусов — летучие мыши, от них вирусы попадают в какое-то животное, а уже от него — к человеку. Например, SARS от мышей попал к пальмовым кошкам. В 2012-м переносчиком коронавируса от летучих мышей к человеку стал одногорбый верблюд. COVID-19 людям тоже «подарили» летучие мыши. Сейчас ученые устанавливают, кто послужил промежуточным хозяином вируса. Предполагается, что вирус от мышей попал к панголинам. В Китае их ловят браконьерским способом, их используют в народной медицине. Считается, что вирус начал циркулировать с сентября потихоньку от животных к человеку, а позже вышел в человеческую популяцию. А когда вирусы выходят к людям, они, как правило, очень агрессивны. Потом вирусы в большинстве своем приспосабливаются к человеческой популяции и ослабевают, утрачивают агрессивные свойства и постепенно становятся сезонными. Так было с гриппом H1N1, так называемым «свиным». 2009–2010 годы были очень сложные для человечества. А сейчас этот грипп стал сезонным, и его уже никто не боится, хотя кто-то болеет им тяжело. В зоне риска люди старшего возраста, люди с диабетом, ожирением и гипертонической болезнью.

COVID-19 может тоже утратить свои агрессивные свойства и стать сезонным. Или исчезнуть. Например, SARS исчез сам по себе, MERS тоже сейчас активно не передается. Но пока трудно прогнозировать, как поведет себя COVID-19. Ситуация улучшится, когда появится вакцина. Сейчас над ней работают несколько групп, в том числе и в России: в Новосибирске — в центре «Вектор», в Санкт-Петербурге — в НИИ гриппа. Процесс создания вакцины не быстрый: нужно накопить вирус, изучить, протестировать на животных, потом на добровольцах. Процесс идет.

«В общественных местах маски нужно носить всем»


— Есть мнение, что россияне устойчивее к коронавирусу из-за прививки БЦЖ. Как считаете, так это или нет?

— Сейчас нет единого мнения на этот счет. Это вопрос открытый. Есть версия, что иммунизация, и от туберкулеза в частности, обучает нашу иммунную систему распознавать и бороться с новыми агентами. Другая версия, что, может быть, не прививка БЦЖ спасает, а проживание в стране, где есть туберкулез, и организм изначально настраивается на борьбу.

Несмотря на рекомендации, маски в общественном транспорте носят далеко не все

— Много разговоров идет про медицинские и тканевые маски. Первые либо не найти, либо их продают по бешеным ценам, а вторые не шьет, пожалуй, только ленивый. Все-таки спасут они от коронавируса или нет?

— Необходимо носить маску заболевшему, потому что он активно выделяет вирус при чихании, кашле, разговоре. Нужно носить маски и контактным с больным родственникам и медработникам. В общественных местах маски нужно носить всем. Во-первых, вы можете бессимптомно болеть и хоть незначительно, но все-таки выделять вирусы при разговоре. Опасность такого больного в цепочке передачи выше, потому что он не знает о своем заболевании и не всегда носит маску.

Во-вторых, здоровых маска спасет от капелек слюны, если кто-то рядом с ним чихнул или кашлянул. У тканевых масок есть тоже защитная роль. Раньше ведь у врачей были марлевые маски, в которых мы работали на особо опасных инфекциях. И они нас спасали.

По мнению врача-инфекциониста, тканевые маски тоже несут барьерную функцию

— Еще вопрос про антисептики. Их скупают литрами, ими обрабатывают руки после похода в магазин или поездки в общественном транспорте. Эффективны такие методы?

— Гигиена рук у нас активно приживается, и это хорошо, в дальнейшем она поможет в нашей борьбе с сезонными ОРВИ и гриппом. Теперь все четко следуют правилу, что, придя домой, надо первым делом вымыть руки, а на улице использовать антисептики как альтернативу мытью рук. Эффективны антисептики на спирту, главное — с ними не переусердствовать.

— А можно заразиться, потрогав в магазине упаковку, которую до этого трогал больной? У многих моих знакомых есть подобные опасения.

— Если в магазине был явно больной человек, он чихал, кашлял, тер нос, а потом трогал упаковку, то заразиться можно. И лучше в этом случае перестраховаться и, придя домой, протереть упаковки купленных товаров или распаковать их в перчатках.

— Можно заболеть коронавирусом повторно?

— Этот вопрос изучается. Но скорее всего, речь идет вот о чем: вирус передается в основном при кашле, чихании, но он способен выделяться и с фекалиями, иногда даже до месяца. Считается, что переболевший пациент еще может выделять вирусы таким образом. Такое же происходит и при аденовирусе, ротавирусе. Поэтому и важна гигиена рук. Всегда, а не только сейчас.

В магазинах следует соблюдать меры предосторожности

— С какой инфекцией можно сравнить коронавирус? Наверняка, есть же и другие инфекции, о которых мы просто так много не говорим.

— Никогда ни о каком заболевании столько не говорили и не отслеживали ситуацию посуточно. Нынешнюю пандемию часто сравнивают с пандемией гриппа H1N1, «свиного». Повторюсь, паники быть не должно, но меры безопасности соблюдать нужно. Да, коронавирус быстро распространяется, есть тяжелые формы протекания болезни, но мы сохранили инфекционную службу, эпидемиологию. В некоторых странах их нет, они столкнулись с COVID-19 и не знали, что делать. Инфекционные койки должны быть всегда. Вспышки эпидемий будут и дальше. Эта не первая и не последняя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем