В сфере ухода за детьми мы, современные родители, сильно избалованы благами цивилизации: радионяни, молокоотсосы, стерилизаторы, подогреватели, люльки с автоматическими режимами укачивания и многое-многое другое. Но, пожалуй, главным изобретением человечества в этом плане все же остается одноразовый подгузник. Сколько материнских рук он спас от кровавых мозолей, появляющихся от многочасовой стирки пеленок, ползунков и марлевых подгузников. Наверняка эти ужасы вы неоднократно слышали от намучавшихся в свое время мам и бабушек. Однако у такого полезного подспорья, как подгузник, есть и обратная сторона. Для многих мам потом настоящей проблемой становится приучение ребенка к горшку. И мой случай не стал исключением.
Не стану лукавить, я пресловутые марлевые «треугольнички» на Витю не надевала никогда. Конечно, как и любая мама, я изначально переживала, не навредят ли моему ребенку (тем более что это мальчик) одноразовые подгузники. Но современные педиатры и детские психологи склонны на этот счет мамаш успокаивать. Большинство из них утверждают, что никакого вреда здоровью малыша одноразовый подгузник нанести не может. Главное условие – строго соблюдать правила их использования: регулярно менять, не оставлять ребенка в грязном подгузнике, подмывать при каждом переодевании, использовать специальные защитные кремы, чаще устраивать «воздушные ванны» и т.д. Приняв для себя этот список как догму, я успокоилась и со спокойной душой пользовалась этим «чудом» современной текстильной промышленности. Благо, ассортимент это продукции сейчас в магазинах представлен широчайший – на любой размер малыша и, что не менее важно, кошелька его родителей.
Однако шли месяцы, точнее, прошел первый год, и вот настал тот момент, когда надо было начинать приучать Витю к горшку. Стоял этот, не побоюсь этого слова, «трон» у нас в квартире уже давно. Приобрели мы его, когда Вите исполнилось всего полгода. И как только сын начал ползать, горшок стал одной из его многочисленных игрушек, но о прямом его назначении малыш, конечно, не догадывался. Честно говоря, не особо спешила и я. Как выяснилось, не зря.
Однажды я попала на тематический семинар для мам, на котором детский психолог объясняла, что спешка в этом ответственном деле может только навредить. Оказывается, ребенок должен созреть, дорасти в прямом смысле этого слова до горшка. У маленьких детей первого года жизни центры головного мозга, отвечающие за контроль мочеиспускания и дефекации, попросту еще не работают. У девочек эта функция головного мозга включается обычно к 1,5-2,5 годам. У мальчиков еще позже – 2-3 годам. Конечно, сейчас многие начнут говорить, что это неправда, и, мол, у кого-то сын или дочка буквально с полугода – девяти месяцев ходит на горшок. Наверняка так и есть. Но, как объясняла нам специалист, это скорее просто хорошее чутье мамы, которая по каким-то только ею уловимым симптомам угадывает, что малыш хочет сделать свое грязное дело. Осознанность же этого процесса у ребенка вырабатывается гораздо позднее.
Разумеется, это не значит, что надо сидеть сложа руки и ждать наступления долгожданных 2-3 лет. Психолог дала нам несколько полезных советов, как подготовить малыша к отказу от подгузников. Постаралась воспользоваться ими и я. Например, когда Витюне стукнул где-то год, я стала снимать с него одноразовые трусики на дневное время. Конечно, стирки и глажки сразу же резко прибавилось. Зато ребенок стал физически ощущать, что происходит, когда он ходит в туалет. Ощущение мокрых штанишек, согласитесь, не из самых приятных. Мы стали объяснять Вите, что происходит, подводить его к горшку, иногда – сажать на него и объяснять, чего мы от него ждем. Получилось у него далеко не сразу. Зато уж если получалось, то хвалили мы его как за настоящий подвиг.
Через какое-то время я сама стала более наблюдательной: научилась замечать, в какое примерно время Витя хочет «по маленькому» и «по большому», как он при этом себя ведет. «Угадывать» его желания получалось все чаще. Но иногда, чтобы дождаться результата, приходилось буквально вместе с Витей сидеть на горшке, точнее, конечно, рядом с ним, не один десяток минут, развлекать чтением книжек и распеванием песенок. Но опять-таки это была именно моя инициатива и догадки, основанные на каждодневных многочасовых наблюдениях за сыном.
Проситься же на горшок Витя стал много позже. Наверное, примерно в 1 год и 9 месяцев, то есть ближе к двухлетию. И то просьбы эти были очень условными. Поскольку в этот период он еще почти не говорил, то просто подбегал и давал понять, что ему «пора». Семенил на цыпочках, как бы пританцовывал на месте. И то, конечно, это случалось далеко не всегда. Иногда он заигрывался или просто забывал о том, что ему надо в туалет. В этот период, как я поняла, самое главное не ругать ребенка за «промахи». Во-первых, он попросту не виноват, а во-вторых, можно его «спугнуть». И тогда походы в туалет могут стать для малыша настоящей психологической проблемой.
Кстати, я заметила, что у многих детей осознание необходимости проситься на горшок тесно связано с началом развития активной разговорной речи. И дело здесь не столько в возможности произнести саму просьбу как таковую, сколько в готовности головного мозга ребенка выполнять эти довольно сложные функции. У Вити я это очень четко заметила. Заговорил (начал произносить свои первые полноценные, хоть и сильно исковерканные слова) он буквально дней за десять до своего двухлетия. Примерно с этого же времени он стал вовремя проситься на горшок. А, например, у моего племянника оба эти навыка сформировались чуть позже – ближе к трем годам. И тоже почти одновременно.
Даже после того как Ви научился распознавать свои желания и сигнализировать о них, подгузники полностью из нашей жизни не ушли. Еще какое-то время мы надевали их ему на прогулку (пока были зима и холодная весна) и только совсем недавно отказались от них на ночной сон.
Кроме того, были у Вити периоды и так называемых «откатов» назад. Например, как-то в течение недели-полутора он просто бунтовал против горшка и отказывался на него садиться. Любые попытки усадить его на «трон» заканчивались истериками. Я очень переживала, не понимала, что я сделала не так, в чем ошиблась. Но так же неожиданно как эти периоды наступали, они и заканчивались. И Витя с удовольствием опять бежал на свой горшочек.
Еще одно приключение, связанное с Витиными походами в туалет, у нас было, когда мы шли в гости. Очень долго нам не удавалось его убедить сделать свои «дела» над унитазом. Приходилось либо везти с собой в гости горшок, либо иметь под рукой подгузник, чтоб в нужный момент использовать его по назначению. То же самое касалось «поливания» кустиков/травки/деревца на улице. Короче, в публичных местах Витя заниматься такими глупостями категорически отказывался. Прогресс в этом плане у Ви наступил во время нашей поездки в отпуск, о котором я писала недавно. В гостинице мы бывали очень мало, фактически только приходили ночевать, поэтому Вите пришлось-таки потихоньку осваивать уборные в общественных местах. Еще один частный аргумент в пользу путешествий с детьми. Шучу, конечно.
Вообще на собственном опыте я поняла, что спешить приучать ребенка к горшку – довольно бессмысленная затея. Только портить нервы себе и ломать психику ребенку. Всему свое время. И, как говорила нам психолог на том самом семинаре, практически нет детей, которые бы не приобрели этот навык после наступления трех лет. А если и встречаются такие случаи, то это скорее исключения, требующие врачебного вмешательства или психологической коррекции.
ВИФЕРОН® Свечи (суппозитории) обладают широким спектром противовирусной активности. Препарат поможет быстрее справиться с гриппом и простудой, а также применяется при лечении герпетической и урогенитальных инфекций у беременных. Оригинальная формула ВИФЕРОН® борется с вирусами на любой стадии заболевания. Он действует бережно и разрешен к применению с 14 недели беременности и при кормлении грудью.
ВИФЕРОН® разрешен к применению детям с первых дней жизни. Оригинальная формула ВИФЕРОН не только блокирует вирус, но и восстанавливает иммунитет. Это помогает ускорить выздоровление и реже болеть в дальнейшем.
Препарат не оказывает негативного влияния на ЖКТ, что особенно актуально для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудка. Способ применения: 2 раза в день. Комфортен для детей и родителей.