¬адим Ћеванов, драматург: «“еатр не может существовать без обновлени€ и современного слова на сцене»
¬адим Ћеванов, драматург: «“еатр не может существовать без обновлени€ и современного слова на сцене»

¬ п€тницу, 1 апрел€, в молодежном драматическом театре “оль€тти состоитс€ премьера спектакл€ «Ўкаф», поставленного по пьесе известного толь€ттинского драматурга ¬адима Ћеванова. јвтор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе окончил Ћитературный институт имени ј.ћ. √орького. ѕьесы Ћеванова ставили на сценических площадках ћосквы, —анкт-ѕетербурга, “оль€тти, Ќанси (‘ранци€), ≈катеринбурга, Ёлисты, Ћипецка, ƒи (‘ранци€), —аратова,  лайпеды (Ћитва), ’анты-ћансийска, √иссена (√ермани€) и других. ѕрозаик, драматург, режиссер ¬адим Ћеванов рассказал Tolyatty.ru о пон€тии «нова€ драма» и толь€ттинской школе драматургии.

¬адим, пьеса «Ўкаф» посв€щена реали€м современного “оль€тти?

– Ёто практически одна из первых моих пьес, котора€ написана давно. Ќа тот момент € не жил в “оль€тти и какого-то непосредственного отношени€ к городу она не имеет. ќна посв€щена реали€м нашей жизни, проблемам, которые никуда не делись и не изменились. ¬ пьесе «Ўкаф» затронуты простые человеческие отношени€, которые в своей простоте всегда очень сложны. я думаю, что эта постановка будет интересна толь€ттинскому зрителю.

¬ театральном мире существует термин «толь€ттинска€ школа драматургии». „то вы вкладываете в это пон€тие?

– ƒействительно, така€ формулировка уже вошла в литературоведческие анналы. Ёто, конечно же, очень при€тно. Ќо € всегда говорю, что это не вполне школа. ѕотому что школа предполагает наличие мастера и определенного дискурса. ¬ полной мере так можно говорить про школу  ол€ды в ≈катеринбурге. ” нас же это такое содружество драматургов. Ќо, тем не менее, есть некоторые черты, которые объедин€ют людей, относ€щихс€ к этой условной школе. Ёто прежде всего ¬€чеслав и ћихаил ƒурненковы, ёрий  лавдиев,  ира ћалинина. —ейчас многие проживают в разных местах: в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, ’арькове. “ем не менее, они поддерживают св€зь с городом и, безусловно, эта школа продолжает существовать. ѕо€вл€ютс€ новые имена. Ќапример, сестры —авины – ќльга и ƒаша, которые тоже пишут драматургические тексты.  роме того были мастер-классы в ѕетербурге, и сейчас по€вились авторы, которые, несмотр€ на то что живут в —еверной столице, тоже имеют некое отношение к толь€ттинской школе драматургии.   тому же мы с самарским драматургом √ерманом √рековым создали областную секцию драматургии, куда можно отправл€ть свои произведени€. Ѕудем пытатьс€ поддерживать интересные творческие работы.

∆анр »Ўкафа» определен как «нова€ драма». Ёто и есть толь€ттинска€ школа?

– я бы не вз€л на себ€ такую смелость. ≈сть цела€ когорта литературоведов, литературных критиков, которые занимаютс€ изучением «новой драмы». “ак, например, в конце апрел€ в —амаре состоитс€ очередной семинар на эту тему. Ќова€ драма стала предметом изучени€ академической науки, и это радует.

Ќапомните, пожалуйста, чем отличаетс€ «нова€ драма» от «классической»?

– Ѕезусловно, у этого пон€ти€ есть свои родовые признаки. Ќова€ драма – это довольно широкое €вление, которое не исчерпываетс€ исключительно маргинальными истори€ми про низы общества, как считают многие. ќтличительна€ черта – это повышенный интерес к реали€м окружающей жизни, социальным проблемам. Ёто происходило в противовес засилью классики на театральных площадках страны, которое было некоторое врем€ назад. —ейчас ситуаци€ мен€етс€, и «нова€ драма» завоевывает сцену. Ёто видно по количеству постановок современной драматургии. «адача новой драмы – это поиски нового театрального €зыка, без которого невозможно развитие театра.

¬ каком состо€нии толь€ттинские проекты «ћайские чтени€», «Ќова€ драма “оль€тти», «Ќовые чтени€»?

– ќтделим мух от котлет. ѕроект «ћайские чтени€», который мы делали на прот€жении 7 лет, на мой взгл€д, прекратил свое существование. Ёто был фестиваль театра и разных про€влений современного искусства. Ќа смену ему пришел фестиваль, который мы делали совместно с московским фестивалем «Ќова€ драма». ћы привозили какие-то столичные спектакли, в том числе по толь€ттинским авторам. ‘естиваль проходил три раза и сейчас также прекратил свое существование. Ќа смену ему пришел фестиваль современной драматургии под названием «Ќова€ пьеса». ќн встроен в программу московского фестивал€ ««олота€ маска».  роме того, мы сделали передвижную лабораторию «Ќовые чтени€», у которой уже состо€лс€ р€д выездных читок в  азани, —амаре, ѕетербурге и “оль€тти. ћожет быть, в этом году нам удастс€ в формате «Ќовых чтений» сделать какую-то программу читок в “оль€тти, сопр€женную с апрельским семинаром в —амаре.

¬аши пьесы став€тс€ на сценических площадках разных городов, в том числе и зарубежных. „ем отличаетс€ иностранна€ публика от российской?

– ƒело в том, что в репертуаре европейского театра современна€ драматурги€ занимает гораздо больше места, нежели у нас. ¬ √ермании – 60%, в ¬еликобритании – почти 90%, во ‘ранции тоже значительный процент. ” нас исторически сложилось по-другому, но сейчас, как мне кажетс€, ситуаци€ выравниваетс€. ¬ частности, нова€ драма завоевывает российскую сцену. ѕриходит новое поколение режиссуры, которому интересно работать с этим материалом. ƒаже присутствие современной драматургии на большом фестивале ««олота€ маска» о многом говорит. ј что касаетс€ лично мен€ и моих постановок, то тут трудно обвин€ть театр или кого-то еще. √де-то став€т, а где-то нет. Ёто всегда очень индивидуально. «десь должно произойти что-то похожее на любовь, некое соединение театра и человека.

ћогут ли драматурга прокормить театральные постановки?

– ¬ыжить исключительно за счет театра пока, к сожалению, невозможно. Ѕольшинство моих друзей и коллег зарабатывают не в театре, а на телевидении. ¬се пишут какие-то сериалы, участвуют в разных проектах. Ёто не плохо и не хорошо, просто это так. ѕри этом приход авторов, в том числе из новой драмы, мне кажетс€, может положительно сказатьс€ на уровне тех же сериалов.

  каким сериалам имеют отношение драматурги, имена которых прозвучали в нашем разговоре?

– —амым знаковым или эпатажным сериалом стала «Ўкола». я там тоже немного поучаствовал как диалогист. —лава ƒурненков был главным автором с Ќаташей ¬орожбит. ќни разрабатывали сюжет. јктивно участвовал в написании этого сериала и ёра  лавдиев. —уществует целый спектр мнений по этому сериалу. ћне нисколько за него не стыдно, и € считаю, что это в определенном смысле прорыв. Ёто попытка говорить о реальных вещах. ѕотому что если посмотреть тенденции, то современное телевидение – это бесконечна€ иллюзи€ действительности.

≈сть ли авторы, на которых вы ориентируетесь, когда пишете свои работы?

– я не могу сказать, что на кого-то ориентируюсь. Ѕыло сказано правильно: «Ќе создавай себе кумира». ћне интересны тенденции, которые существуют, интересно наблюдать и понимать, как сейчас развиваетс€ театр, и какие возникают векторы развити€ той же драматургии и литературы в целом. ћы очень ограничены в возможност€х, и мы мало видим европейский театр, который ушел далеко вперед. Ёто произошло в силу объективных причин – 40 лет железного занавеса лишили нас возможности идти не просто в ногу, а степ бай степ.   сожалению, мы далеко позади. Ќо это именно в театре, драматурги€ чуть-чуть догон€ет. Ёто видно, потому что есть интерес европейских театров к русским авторам. “ех же братьев ƒурненковых поставили в Ўекспировском театре. Ёто потр€сающе. ѕоэтому нужно старатьс€ как можно больше узнавать об этом и смотреть, куда движетс€ драматурги€.

Ќовую драму обвин€ют в использовании ненормативной лексики.  ак вы к этому относитесь?

– „асто говор€т, что вот, мол, ћаксим √орький написал пьесу «Ќа дне» про маргинальные слои, низы, ночлежку и там нет ни одного слова ненормативной лексики. ƒело в том, что √орький писал 100 лет назад. » это все-таки было другое врем€. “огда ненормативна€ лексика была табуирована, и это действительно считалось ругательством. —ейчас произошли некоторые лингвистические сдвиги. Ќужно понимать, что люди этим €зыком не оскорбл€ют друг друга, они на нем разговаривают. „еловек просто выражает свои эмоции и это не об€зательно негатив. Ёто €зыковой пласт, использование которого, однако, должно быть оправданно. ћне не нравитс€, когда ненормативную лексику используют как элемент эпатажа, и она не имеет внутреннего обосновани€. ” нас така€ ханжеска€ страна, в которой человек может ругатьс€ в жизни, но, не дай бог, услышит это со сцены. я спокойно отношусь к наличию ненормативной лексики в театре.

ѕо какому пути пойдет российский театр, на ваш взгл€д? «Ќова€ драма» будет идти наравне с классическими постановками?

– я в этом уверен. ћы за 40 лет не освоили даже театр абсурда, который коренным образом изменил театр. –усский театр оказалс€ вне этого €влени€. –адует, что сейчас происходит все больше постановок современных драматургов. ѕо моим пьесам репетируютс€ спектакли в российском академическом молодежном театре в ћоскве, в  иеве, в Ћатвии, вот эта постановка пьесы «Ўкаф» в “оль€тти. Ёто только у мен€, а еще есть работы многих моих друзей. ѕричем пьесы став€т в разных городах страны. Ёто важна€ тенденци€ и это объ€снимо, потому что театр не может существовать без обновлени€ и современного слова на сцене, без отражени€ современной жизни, тех реалий, которые нас окружают. »стори€ театра это доказывает.