Жители Самарской области рискуют остаться без французской сети гипермаркетов «Ашан». Несколько дней назад в журнале La Lettre появилось сообщение о переговорах, которые якобы ведут владельцы с российскими бизнесменами. Одним из потенциальных покупателей «Ведомости» называли «Севергрупп» Алексея Мордашова. Эта компания основала сеть гипермаркетов «Лента». Более того, стороны уже близки к подписанию договоров. В итоге бренд может уйти из страны.
Представители «Ашан Ритейл Россия» пояснили, как обстоит ситуация на самом деле.
— Уже несколько лет ходят слухи о продаже «Ашан Ритейл Россия» и уходе нашей компании с российского рынка, которые мы неоднократно опровергали. Каждый раз ответ «Ашан» был одинаковым: «Мы не комментируем слухи». И на этот раз, когда «Ашан Ритейл Россия» продолжает работать на российском рынке на благо местного населения, появилась новая информация. Наш ответ по-прежнему тот же: мы не комментируем слухи на рынке, — сообщили нашим коллегам из 161.RU в пресс-службе «Ашан Ритейл Россия».
Сейчас в Самаре работает всего три гипермаркета французской сети. Они находятся в ТЦ «Мега», «Космопорт» и «Амбар». Ещё несколько лет назад в этом списке был и ТЦ «Московский», но с 2017 по 2019 годы между арендодателями («Виктор и Ко») и арендаторами («Ашан-Россия») шёл суд. Собственники гипермаркета пытались съехать из «Московского», а владельцы торговых площадей выступили против этого. Но в итоге сторонам удалось прийти к мировым соглашениям и гипермаркет покинул ТЦ.
Ещё два «Ашана» находятся в Тольятти. Гипермаркеты располагается в ТЦ «Акварель» и «Парк Хаус».
С февраля 2022 года Россию покинуло несколько крупных торговых сетей: IKEA, Leroy Merlin, Decathlon, McDonald's и KFC. Правда, в итоге почти все они провели ребрендинг. Строительный магазин стал «Лемана Про», спортивный — «Деспорт», а рестораны быстрого питания сменили названия на «Вкусно и точка» и «Ростикс». И только шведскому магазину товаров для дома не смогли найти замену.
Вообще, смена названия — это один из вариантов решения проблемы «ушедших» брендов. Например, польская компания LPP SA, владевшая несколькими сетями магазинов одежды (Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay), продала свой бизнес китайским инвесторам. Новые владельцы решили сократить названия до RE, CR, XC, M и СИН соответственно.
Некоторые бренды покинули Россию и не планируют возвращаться. Но те же iPhone или Adidas можно приобрести по параллельному импорту. Дорого, конечно, но кто-то так и поступает.
Но вернемся к нашим «Ашанам». Чтобы проверить, как обстоит ситуация в гипермаркетах в Самаре, мы решили проверить один из них. Наш выбор пал на магазин, расположенный в ТЦ «Космопорт». И что же мы там увидели?
«Ашан» располагается в «Космопорте» с 2008 года. Гипермаркет арендует площадь 20 238,9 кв. м. Кстати, почти два года руководство «Ашана» в «Космопорте» также судилось с владельцами торговых площадей. Причиной спора стали условия договора аренды. «Виктор и Ко» насчитал несколько сотен тысяч долларов долга. Эту сумму с «Ашана» пытались взыскать через арбитражный суд. Ответчики считали, что ничего не должны, так как арендодатели первыми нарушили договорённости, а именно не предоставили посетителям бесплатную парковку. Но в итоге Верховный суд отказал ответчикам в рассмотрении их жалоб.
Вопреки ожиданиям, в «Ашане» мы не заметили ничего, чтобы намекало на завершение работы магазина. Наоборот, с самого утра сотрудники расставляли товары на полках, суетились работники служб доставок. Да и покупателей было немало, несмотря на утренние часы буднего дня.
Например, на входе нам напомнили о приближающихся новогодних праздниках. Первые несколько полок были заставлены украшениями для дома, одеждой и другими атрибутами предстоящего веселья.
В поисках хотя бы одного следа потенциального ухода «Ашана» мы обошли весь гипермаркет. И ничего не нашли!
Этот магазин, как и любой другой в сети, поделен на две части центральной аллеей. Чаще всего с одной стороны расположены непродовольственные товары: канцелярия, бытовая химия, косметика, шины, книги и спортивный инвентарь. Для консервов, мясной и рыбной продукции, пекарни, алкоголя, молочки и кисломолочки отведена вторая половина «Ашана». Иногда в гипермаркете проводят перестановки, но условное деление сохраняется.
Чаще всего меняется входная группа. Её отводят под сезонные товары. То есть летом здесь можно будет увидеть сначала товары для пляжного отдыха (мячи, нарукавники, надувные матрасы, мангалы), а потом — и для подготовки к школе (форма, канцелярия). Затем идет сезон заготовок (банки, закаточные машинки), на смену которому приходят новогодние праздники. В первом квартале на полках можно будет увидеть товары к 14 и 23 февраля и 8 марта. И так по кругу.
После небольшой выставки на тему «Новый год» мы проходим в отел бытовой техники. Здесь периодически бывают пустые полки, но сейчас здесь довольно много товаров.
Тут же можно приобрести и музыкальные инструменты с необходимыми аксессуарами.
Напротив располагается отдел бытовой химии. Здесь мы заметили один из признаков новой эпохи импортозамещения — товары, чьи английские названия написаны по-русски.
В отделе с кашами от выбора глаза разбегаются. Здесь есть товары как двух собственных брендов «Ашана» — «Каждый день» и «Красная птица Ашан», так и других производителей. Это касается и других отделов.
Одной из новинок этого гипермаркета стала своя зона кафе. Похожий прилавок есть и в «Перекрёстке», но в «Ашане» купленную еду можно съесть прямо в гипермаркете. Столики отделили от торговой части небольшим заборчиком в деревенском стиле.
Напротив мясного отдела находится секция с хлебобулочными изделиями. Тут можно купить как готовые булочки, хлеб или пирожные, так и полуфабрикаты. А за стеллажами располагается пекарня.
Один из опрошенных нами продавцов пояснил, что не в курсе возможных перемен в «Ашане». Другая же сотрудница поделилась своим мнением на счет слухов.
— Я здесь работаю 14 лет. Наши владельцы уже давно не французские, а московские бизнесмены. Вы не первый, кто у меня спрашивает о каких-то переменах или уходе из России. Вчера, например, несколько знакомых мне написало и позвонило с вопросом, что у нас происходит. А ничего! Я даже про смену названия ничего не знаю. Может быть, что-то и будет, но мы как работали, так и работаем. Приходите! — озвучила свою точку зрения сотрудница магазина.
Да и сами покупатели не верят в уход «Ашана» из России. Они предполагают, что французская сеть гипермаркетов повторит сценарий, уже отработанный другими крупными сетями.
— Мы все боялись ухода McDonald's. Да, сменились владельцы, название и цвета. Но люди без работы не остались. Leroy Merlin тоже. Там вообще как будто незаметно всё случилось. Ещё вчера старое название было, а сегодня уже «Лемана Про». Так и тут. Правда, непонятно, какое название можно придумать на замену «Ашану».
А как вы думаете, что будет с «Ашаном»?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.