90-е годы не отпускают и не дают покоя ни молодому поколению, ни людям более старшего возраста. То время было особым — сложным, дерзким, интересным. А какими были тогда звезды и политики? Самарский фотограф Владимир Котмишев рассказал 63.RU, как снимал ВИП-персон для газет в 90-е годы, как они относились к простым людям. И сравнил с современностью. Как оказалось, изменилось очень многое.
«С Александром Розенбаумом оказались в одной компании»
— Расскажите, сколько лет вы занимаетесь фотографией?
— Больше 50 лет. Сейчас мне 63 года. Когда мне было 10 лет, родной дядя подарил мне фотоаппарат «Чайка-2». И с тех пор я начал фотографировать буквально всё подряд — улицы, заборы, Самарку (мы жили рядом с этой рекой). Видно, знал, что буду фоторепортером (смеется).
— А когда начали работать в СМИ? И в каком именно?
— Работу в СМИ я начал с заводской газеты 4-го ГПЗ. Но тем не менее и до этого у меня была страсть к фотожурналистике. Не к фотоискусству, а именно к фотожурналистике. Я ходил на все мероприятия, какие в городе были. А у меня друзья работали в комсомольской организации при заводе. И вот они предложили поработать в заводской газете фотокорреспондентом. И я, конечно, согласился. При этом продолжал ходить на все городские мероприятия. И там познакомился с фотографом «Самарской газеты» Колей Абросимовым. Его я считаю своим учителем. Он начал привлекать к работе в «Самарской газете», потом заболел и уже не мог вернуться в редакцию. А меня в то время как раз взяли работать в «Самарскую газету», сначала был внештатником, затем приняли в штат. Это было в начале 90-х. У меня тогда жена (вернее, я тогда за ней только ухаживал) работала в «Буднях». Она ходила по работе на все городские мероприятия, и я ходил с ней. В газете даже шутили: «Кто пойдет на вечернее мероприятие? Конечно, Володя Котмишев».
— Давайте тогда поговорим сначала о звездах всероссийского и мирового масштаба, которые тогда произвели на вас наибольшее впечатление?
— Все звезды были по-своему интересны. Юрий Шевчук мне очень понравился по общению. Он приезжал к нам в 1996 году.
Сложными по характеру и высокомерными мне показались Андрей Макаревич (признан Минюстом РФ иностранным агентом. — Прим. ред.) и Геннадий Хазанов. Многие журналисты, кстати, тоже так считали. Помню, перед одной пресс-конференцией Хазанов довольно резко отреагировал на попытки поклонницы подарить ему цветы. Было неловко на это смотреть.
Вот Гриша Гладков, композитор (мы с ним познакомились в 90-е) ко мне в гости приезжает всё время, когда оказывается в Самаре. Леонид Сергеев (бард, журналист и писатель) у меня даже ночь одну ночевал. Я тогда жил один, мне было интересно общаться со звездами, а многие тогда были куда проще в общении, чем сейчас, я часто приглашал их к себе.
С Александром Розенбаумом мы вообще оказались в одной компании. Я тогда уже в газете работал, но все друзья трудились на спасательной станции на Первомайском спуске. А у него друг детства тоже работал на этой спасательной станции. Так и познакомились. А однажды был случай: сидели, выпивали, и я предложил всей компании поехать ко мне. И все поехали.
— А после того случая общались еще с Александром Розенбаумом?
— Сначала да, здоровались. А потом как-то перед пресс-конференцией (тогда с журналистами звезды общались много и охотнее — давали пресс-конференции и до концертов, и после них) я подошел к нему, а он или не узнал меня или сделал вид, что не узнал, и так всё общение сошло на нет.
— Ходят слухи, что непроста в общении Алла Пугачева. Вы фотографировали ее в Самаре в 1998 году. Какие остались воспоминания о той съемке?
— Я на концерте ее не снимал, только в аэропорту, когда она приехала. Но там мы как-то не успели пообщаться. Тогда я не заметил за ней гонора или скандальности, вела себя достойно.
«В 90-е звезды не отгораживались от зрителей заборами»
— Знаю, что вы снимали Михаила Горбачева в Самаре в 1996 году. Расскажите, зачем он сюда приезжал и чем вам запомнился?
— В 1996 году он приезжал к нам во время предвыборной кампании. Правда, он тогда набрал всего полпроцента по всей стране. Фотографировал я его на пресс-конференции в Доме журналиста. Не запомнился, если честно, особо ничем. Помню, что проблем при съемке не было. И пожалуй, всё.
Хорошо помню Солженицына. Он был у нас в 1995 году. Я тогда с ним очень много ездил по городу и области. У меня к нему сейчас неоднозначное отношение. На тот момент только почитал его книги. И для меня это была честь. И гордость была, что я его снимаю.
— А удалось о чем-то тогда с ним поговорить? Или вы просто его протокольно фотографировали?
— Конечно, протокольно. А поговорить не удалось. Так, перебросились 2–3 фразами, пока ходили от одной точки до другой. Во время одной такой проходки сказал ему, что читал все его книги. Он похвалил.
— А кого из звезд мировой величины из 90-х помните?
— Очень мне понравились звезды мировой величины. Это «Назарет» (Nazareth — шотландская рок-группа, созданная в 1968 году. — Прим. ред.), группа «Юрайя Хип» (Uriah Heep — британская рок-группа, образовавшаяся в 1969 году в Лондоне. — Прим. ред.), «Смоки» (Smokie, первоначально Smokey, британская рок-группа из Брадфорда, созданная школьными друзьями Крисом Норманом, Аланом Силсоном и Роном Келли в 1963 году. — Прим. ред.).
Все вели себя как простые люди, не было никакой звездности. Тогда, в 90-х, снимать звезд было проще. Вот, например, на площади Куйбышева не было заборов, никто не отгораживался от зрителей. К нам на праздники приезжали Клара Лучко, Вицин. Он был у нас в 1992 году. И подойти к ним поближе было без проблем.
— Сейчас тоже снимаете звезд уже нового поколения. Как можете в целом их охарактеризовать? Звезды стали проще или, наоборот, более зазнавшиеся или очень закрытые?
— Я сейчас редко снимаю певцов. Уже и забыл, когда была последний раз такая сьемка. Сейчас у меня по работе другие задачи. Да и интереса уже такого нет, как раньше.
«У меня в партбилете Жириновский еще и расписался
»
— Вспомните политиков из 90-х. Кого снимали? Наверняка есть в списке и Константин Титов, и Георгий Лиманский? А политики, известные на всю страну?
— Мне очень понравился Владимир Жириновский. Он был великолепный! В смысле, в нем было много жизни и эмоций. Знаете, я даже в ЛДПР вступил тогда. Жириновский с командой прибыли на корабле, мы их встретили, и потом они на площадь Куйбышева приехали. И прямо там начали принимать в партию. В том числе и всех журналистов приняли. У меня в партбилете Жириновский еще и расписался. Берегу «корочки» из-за этого автографа.
И еще мне очень понравился Жак Ширак (был президентом Франции с мая 1995 по май 2007 года. — Прим. ред.). Он был в Самаре в самом начале 2000-х. Мы его снимали перед зданием правительства. Они там гуляли с Титовым. А потом была пресс-конференция в белом доме. И там Жак Ширак тоже эмоционально махал руками. А нам, фотографам, это же самое интересное, когда жестикулируют. И вот у меня осталось столько фотографий! Интересно было снимать Альберта Гора (вице-президент США с 1993 по 2001 годы. — Прим. ред.) и Виктора Черномырдина. Они были в Самаре в конце 1990-х.
— С иностранными гостями много было охраны? Были сложности какие-то?
— Вот что в те годы мне нравилось, это то, что сложностей не было. Охрана была, особенно когда приезжали Гор и Черномырдин. Но все вопросы быстро решались и на таком высоком уровне, что мы этого почти не замечали.
— А были ли какие-то ограничения передвижения для журналистов?
— Были. Когда в 2000 году в «Волжский Утес» приезжал Владимир Путин, нам говорили: «Стойте здесь. Туда нельзя». Ну, мы все люди вменяемые, стоим на месте, нам всем места хватило, 15 пленок там наснимали.
«Сейчас вообще политики другие»
— А расскажите про наших самарских политиков. С кем было работать проще всего?
— С Георгием Лиманским (был мэром Самары с 1997 по 2006 годы. — Прим. ред.). Я с ним был в приятельских отношениях. Мне легко с ним было. С Константином Титовым (возглавлял регион с 1996 года по 2007 годы. — Прим. ред.) вообще никогда проблем не было. Он к прессе относился очень хорошо. Помню один случай из начала 2000-х. Тогда у Константина Алексеевича родился внук, и меня отправили от редакции в роддом в больницу Середавина, снять Титова в роддоме. Я тогда работал в газете «Репортер». И вот приезжаю я в роддом, из журналистов я один и Константин Алексеевич с семьей. Накрыт стол. Я стою. Титов смотрит на меня и говорит: «Чего стоим?» «Снимаю», — говорю. А мне: «У меня сегодня внук родился! Давай с тобой выпьем за его здоровье!» Ну я подошел, пригубил. Никакого снобизма тогда не заметил ни у Титова, ни у его семьи.
— Расскажите про Георгия Лиманского. Может быть, вам позволяли при нем снимать, где другим не разрешали?
— С ним было легко. Снимал его в предвыборной кампании, делал для него и личные сьемки. Правда, один раз он на меня обиделся. Я тогда работал в «Коммерсанте». А там любили ставить на первую полосу непарадные фото политиков. И вот однажды поставили фото Лиманского, которое сделал я. Он там получился весь скрюченный. Он тогда не сказал ничего, и отношения остались дружескими, но все-таки обиделся на меня.
Помню одну историю с Геннадием Звягиным (депутат областного парламента, несколько лет руководил компанией «Самаратрансгаз». — Прим. ред.). У него был замок в Усть-Кинельском. И мы с коллегой поехали его снимать. А около дома — охрана. Сначала мы ходили вокруг, всё снимали. А потом коллега надел робу и пошел внутрь как рабочий. Его, конечно, заметили, он подбежал ко мне, я ему быстро в фотоаппарат поставил пустую пленку. И он пошел обратно. Об этом случае стало известно и самому Звягину. Он потом меня спрашивал: «Да что же ты мне не сказал, я бы вас сам отвез в дом».
— А другого мэра, Олега Сысуева (он был мэром Самары с 1992 по 1997 год), фотографировали?
— Да, я тогда в «Самарской газете» работал. Я его сначала депутатом снимал, потом мэром, тоже вообще очень простой. Тогда всё просто было. После субботников чиновники городской администрации и журналисты вместе отправлялись в кафе. Раньше было неплохое местечко около мэрии. И всё там было по-простому. Разговаривали с ним вот как с вами. Не помню, чтобы недоступность была. Времена, может, такие просто были, что все открыты были, со всеми в хороших отношениях был.
Очень понравился мне в общении Владыка Сергий. Он, конечно, не политик. Но все-таки расскажу про него. Была суббота. Владыка к нам только недавно приехал. Может, год или два как. В субботу белый дом не работал, а мне главный редактор «Самарской газеты» говорит: «Слушай, я узнал, встречаются Владыка и Титов. Давай езжай туда». Я приезжаю, захожу свободно в белый дом, захожу в приемную. А нас там все знали. Секретарь спрашивает: «Что пришел?» Я сказал зачем. Она мне говорит: «Ну заходи». Вот такое к журналистам было отношение. Я зашел, меня Титов тоже спросил: «Зачем пришел?» Я ответил. Он мне говорит: «Ну снимай, раз пришел». Сейчас это просто невозможно представить. Тогда мы по удостоверению заходили в белый дом. У Владыки в 1994 году я также бывал дома. Остались очень теплые впечатления от встречи и очень семейная серия фото.
— А с кем из местных политиков работать сложнее всего?
— С [нынешним губернатором] Дмитрием Азаровым. Хотя снимал всех мэров, всех губернаторов, президента. У Азарова и его команды много требований к съемке. Например, снимать только с определенных ракурсов, не включать вспышку... Сейчас вообще политики другие. Раньше и с депутатами были более дружеские отношения. Можно было перед заседаниями постоять, поговорить о чем-то. Сейчас такого вообще нет. Особенно с городской думой. В губернской еще остались депутаты, с кем отношения более теплые.
— А что касается людей? Снимать обычных людей было проще в 90-х, чем сейчас?
— Конечно. Сейчас сразу вопросы: «Что ты меня снимаешь?! Я разрешения не давал» А раньше, наоборот, улыбались все: «Давай, давай, меня сними». А сейчас никто почему-то не хочет. Я говорю: «В газету попадешь». А в ответ: «А мне не надо».
— А какие были отношения с силовиками?
— Дружили. С силовиками мы хорошо работали. Постоянно в Черноречье к спецназу ездили. Они нас часто приглашали. Одну историю вспомнил. Когда из Чечни пришли танки, они взорвались, почему — не знаю. И мне редактор (я тогда работал в «Самарской газете») говорит: «Володь, надо снять». А я в тот день был в новом черном костюме. Только накануне его купил и надел на работу похвалиться.
Ладно, поехал в Черноречье. На входе стоят десантники, всё оцепили. Говорят, что не пустят ни в какую, таков приказ. А я их многих знал хорошо и спрашиваю: «А если я через кусты?». Они мне отвечают: «А вот про кусты нам ничего не говорили». А я в новом модном костюме пополз по мокрой листве (а была уже осень). Вы не представляете, на что был похож костюм, когда я поднялся. Но я выполнил задание редакции — всё сфотографировал, что нужно было. Мне потом редактор возместил деньги за костюм. Так что в накладе я не остался.
Очень дружили с ГУИНОМ (сейчас ГУФСИН), с Виктором Сазоновым (в последние годы жизни был председателем Самарской губернской думы), когда он заведовал ГУИН. Столько с ним ездили по колониям!
Могу сказать, что работа фотографа, конечно, изменилась с 90-х. Но работу как любил, так и люблю. И пожалуй, ничем другим заниматься бы не хотел.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.